ИНВЕСТИТУРА - Страница 17

Оно было достигнуто в январе 1077 г., когда Генрих IV, перейдя через зимние Альпы, явился в принадлежащий тосканским графам замок Каносса и после демонстративного покаяния (он три дня простоял у ворот замка в рубище и босой) был допущен к папе. Кратковременное примирение сторон дало Генриху IV возможность предотвратить союз оппозиционных князей с папой и удержаться на троне, хотя и дав клятву подчиняться папе, которой он, впрочем, никогда не следовал. Однако борьба пап с императорами на этом не закончилась. «Хождение в Каноссу» продемонстрировало, что расстановка сил в империи изменилась. В начале понтификата Григория VII подобный конфликт вряд ли был возможен. Более того, когда папа как «dux et pontifex» собирался возглавить Крестовый поход, он обращался к юному королю с просьбой стать защитником Рима и Папского престола. Однако несколько лет спустя этому же королю, сыну императора Генриха III, которому папство, в первую очередь, было обязано своим освобождением и возвышением, папа ясно даёт понять, что Римская церковь – это не частная церковь короля. Из принципа единства империи и «христианского мира», прежде означавшего возможность короля (императора) руководить церковью, Григорий VII вывел другое следствие: признание единства «christianitas» означало, что государство только часть церкви и глава церкви имеет право и даже обязан при необходимости призвать государство к порядку. Назвав Генриха IV в булле об отлучении «немецким королём» (rex teutonicum), он уравнял его империю с другими европейскими государствами и таким образом обесценил саму идею универсальности империи. В этом смысле «хождение в Каноссу» символизирует один из самых критических моментов в истории идеи императорской власти как высшей власти на земле, момент, когда теократический дуализм природы этой власти был оспорен. С этого времени начинается новый период в истории империи и папства. Ни отлучение Генриха IV, ни его примирение с папой не разрешили проблемы инвеституры: во время переговоров в Каноссе эта тема вообще не затрагивалась. В 1078 г. Григорий VII запретил духовенству получать епископства и аббатства из рук мирян, к которым он причислял королей и императоров. Этот запрет был повторен в 1080 г. на великопостном синоде в ужесточённой форме: светским лицам, осуществляющим инвеституру даже на уровне самых низовых структур церковной организации, грозило отлучение. Был сформулирован новый порядок избрания епископов: под контролем присланного папой или архиепископом прелата, который должен был следить, чтобы в процедуру не вмешивались светские власти. Генрих IV отказался признавать решения синода, и тогда папа вновь отлучил его от церкви, демонстративно заявив о передаче королевства ставленнику княжеской оппозиции Рудольфу Швабскому как «леннику апостола Петра».

 



 
PR-CY.ru