ИНВЕСТИТУРА - Страница 13

В инвеституре стали видеть разновидность симонии. Изменения в общественном сознании самым радикальным образом отразил труд кардинала Гумберта, епископа Сильва-Кандидского, «Libri tres adversus simoniacos» («Три книги против виновных в симонии», 1054–1058 гг.). В третьей книге, предвосхитившей все основные пункты грядущего «спора об инвеституре», он активно критикует институт государственной церкви: каждое из созданных Богом сословий, миряне и клир, имеет своё право и свои обязанности, но мирские князья (principes saeculi) вторгаются в права церкви, руководят Соборами, назначают церковных предстоятелей, так что всё свершается по их произволению, тогда как у церкви есть свои законы и свои судьи, а епископов должны избирать клирики в соответствии с каноном. Право королевской инвеституры посохом и кольцом Гумберт рассматривает как форму узурпации свободы церкви и греховный акт симонии. Его главным теологическим аргументом было утверждение, что король, не будучи рукоположён в духовный сан, не имеет права проводить инвеституру, которая свершается Божьей благодатью; король же как мирянин ею не располагает. Священническую функцию короля и распространение на него как на Божия помазанника благодати Божьей, в чём теологи раннего Средневековья не сомневались, кардинал Гумберт игнорирует. Впрочем, особый статус короля в церкви ставился под вопрос и раньше, в том числе и епископом Бурхардом Вормсским (ум. в 1025 г.), однозначно причислявшим короля к мирянам. Существование в середине XI в. такого рода сочинений ещё не означало, что представленное в них мнение было господствующим в католической церкви, тем более в имперской, где основу власти епископата составляли пожалованные императорами земли и привилегии. Однако уже на Соборе в Риме (апрель 1059 г.) было принято решение запретить мирянам «назначать в церковь клириков или священников, будь то за вознаграждение или бескорыстно». Это было первое выступление против светской инвеституры, серьёзно же этим вопросом занялся папа Григорий VII. Понятием «борьба за инвеституру», или «спор об инвеституре» (controversia investiturae, querela invistiturarum; впервые этот термин приводит в «Истории английских королей» (1125 г.) Уильям из Малмсбери), современники обозначили конфликт германских королей с Римскими папами в период с 1056 г. (смерть Генриха III) до 1125 г. (конец правления Генриха V) по поводу правомерности назначения королём епископов и имперских аббатов. Истоки конфликта исследователи усматривают глубже, в переплетении функций двух высших земных властей – папской и императорской, к ожесточённой конкуренции которых привели изменения европейских реалий после 1000 г.

 



 
PR-CY.ru