ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 20

Идея церкви как «союза верующих, связанного единством Боговосприятия, таинств и иерархии, возводящего свою веру к удостоверенному Откровению и закреплённого самостоятельным правовым строем» хотя и имеет христианское происхождение, однако многими чертами, согласно И.А. Ильину, присутствует в дохристианских и внехристианских верованиях. Именно в основе церкви заложены начала духовного ранга и религиозной иерархии. Однако только в христианской церкви, основанной не «вдохновенно-верующими просто-человеками», но Самим Христом, Сыном Божьим, есть «отверстая дверь» к Богу, поскольку от Него как от Главы церкви христиане имеют в качестве дара «необходимое в религии свободное сердечное созерцание»; «удостоверенное и потому разумное верование; восприятие сущего совершенства; совестное озарение; пробуждение духовной любви; радование абсолютному рангу; дар смирения и тем самым – преодоление всех демонических соблазнов». Основной дар «всякой церкви» – её религиозный акт, которым определяются все другие её религиозные дары: храмы, изображения Божества, отношение к писанию и преданию, догматические формулы, богослужение и культура молитвы, концепция духовенства, понимание святости и чуда (семнадцатая аксиома). Эти дары не извлекаются из личного опыта, а создаются религиозной «общиной», или церковью. Рассматривая по порядку эти дары в православной церкви, И.А. Ильин подчёркивал их целостное духовное единство: религиозный акт есть «душевно-духовная основа всего»; храм и иконы – его «вещественные знаменования»; писание, предание и догмат – его обоснование; молитва, обряд и таинство – его «жизненно-церковное осуществление». Идя по пути усвоения этих даров, человек должен прийти к религиозной цельности и религиозной искренности. По словам И.А. Ильина, «человек религиозен лишь там, где он целен, и лишь постольку, поскольку ему удалось добиться в самом себе внутреннего единения и единства» (восемнадцатая аксиома); нельзя признавать Бога лишь одной частью души или духа, а другой (или другими) – не признавать; «нецельная религиозность есть слабая, колеблющаяся, исчезающая». Вместе с тем религия только тогда подлинна, когда религиозный человек искренен, т.е. когда его дух «прозрачен» перед лицом Божьим (девятнадцатая аксиома). К этой духовной прозрачности ведёт религиозное очищение души, которое призвано освободить людей, прежде всего, от лжи и предательства в их особом религиозном значении (двадцатая аксиома). Истинно религиозный человек живёт желанием совершенства, во всём ищет верности Богу и остро ощущает всякий свой грех как «попрание совестно-божественного зова» (двадцать первая аксиома).

 



 
PR-CY.ru