ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 16

В этом, согласно И.А. Ильину, состоит «первая и основная идея христианства и притом – в его восточном понимании и осуществлении». Такое сердечное приятие даёт религиозной вере опыт духовной очевидности, т.е. внутреннее опытное «зрение», посредством которого «обличаются», по словам апостола Павла, «вещи невидимые» (см.: Евр. 11:1), т.е. «объективно-сущие духовные состояния». Именно из любви рождается подлинная религия, и без любви она невозможна; любовь есть основание цельности в принятии Бога всеми остальными внутренними силами человека (чувством, воображением, мыслью, волей). Подлинный религиозный опыт – предметен (шестая аксиома), т.е. предполагает веру в объективно сущее Божество (Предмет), а не в субъективные фантазии и вымыслы. По своему существу религиозный опыт есть «опыт объективного совершенства»: «...Различные исповедания, так же как и религиозные философемы, отличаются друг от друга по тому, какими именно душевными силами и способностями люди обращаются к совершенству, воспринимают его и предаются ему, ища у него «блага» и «спасения»». В человеческой религиозности, по И.А. Ильину, необходимо различать религиозный акт, религиозное содержание и религиозный Предмет (седьмая аксиома): «...Каждая религия приписывает себе верный религиозный акт и отвергает чужие; и каждая религия утверждает за собой «истинное» религиозное содержание, почерпнутое ею из «божественного откровения»; и каждая религия уверена в том, что она сама связана и связует людей с единым истинным Богом, с самим религиозным Предметом». Под религиозным актом И.А. Ильин понимает состояние человеческой души, выражающее то, «как» человек верует (религиозная настроенность, любовь к Богу, молитва, покаяние, совершение таинств, каждое религиозно-обоснованное решение воли, обряд, аскетическое упражнение, писание религиозного гимна, формулирование догмата и др.). Напротив, религиозное содержание – это не душевное состояние и не личное переживание, но то, «во что» человек верует и «что» он исповедует как подлинное религиозное состояние. Разграничивая религиозный акт и религиозное содержание, И.А. Ильин отмечает необходимость различать правоту признаваемого религиозного учения и верность религиозного акта: недостаточно «признавать» какое-либо вероисповедание, необходимо «принять его верным актом». В самом деле, «человек может прилепляться искренним, цельным и богобоязненным актом к самым различным религиозным учениям и содержаниям», и вместе с тем «одно и то же религиозное учение может быть принято и несомо различными актами». В последнем случае в различных актах можно усмотреть и различные содержания: «...В одном и том же исповедании злой лицемер видит Бога (если он вообще Его видит) иначе, чем смиренный молитвенник».

 



 
PR-CY.ru