ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 19

Признаком зрелой (или созревающей) религии является идея религиозного катарсиса (очищения; пятнадцатая аксиома) – «идея древняя, верная и глубокая»: «Она возникала везде, где человек начинал чувствовать, что религия есть дело не инстинкта, а духа, не суеверия, а достоверности, не выдумки, а созерцающего опыта, не страха, а радости и любви». Путь человека к Богу есть путь духовного роста и совершенствования. Религиозное очищение имеет как отрицательную задачу, так и положительную. Первоначальная задача – освобождение души от недуховных, пошлых и ничтожных содержаний. Это постоянная потребность человечества всех религий и исповеданий. В христианстве она осуществляется через покаяние и тайную исповедь. Именно в таинстве покаяния, по мысли И.А. Ильина, человек может удостовериться в духовности, автономности, непосредственности и самодеятельности своего религиозного опыта. В этом таинстве «должен «зачаться» новый человек – по-новому видящий, любящий, постигающий, желающий и действующий». Покаянный катарсис не должен прекращаться до новой исповеди, но непрерывно продолжаться в течение жизни. На положительной стадии катарсис создаёт и укрепляет религиозно верные акты: «Духовное око отверзается; оно воспринимает Божий свет и божественные содержания; слагается личный религиозный опыт, построяется личный духовный характер; душа приобретает способность пребывать на уровне божественных содержаний и зреет в религиозной очевидности». Религиозное очищение, согласно И.А. Ильину, «завершается через земную смерть в неземном бессмертии». Такое очищение, отмечает И.А. Ильин, необходимо не только в личной жизни, но и в национальном бытии, поскольку у целых народов так же слагается «национально-однородный духовный акт и однородность переживаемых содержаний». Поэтому «личный катарсис нуждается в общецерковном и национальном очищении». Однако у современных народов, утративших эту возможность (в отличие от древних с их днями и обрядами религиозного очищения), «всенародный катарсис возможен только в виде настигающего их хозяйственного, государственного, духовного кризиса и сопряжённых с ним глубоких страданий, приводящих к обновлению и перерождению духовного акта». Для того чтобы «осуществить свой жизненный катарсис», человек должен усмотреть, принять и усвоить религиозный смысл всех явлений и состояний своей жизни («огней жизни», в терминологии И.А. Ильина; шестнадцатая аксиома), постичь их очистительное значение и через их восприятие и усвоение приблизиться к Богу. Вынашивая свой религиозный опыт, человек стремится к особому «религиозно-опытному» общению, способному утвердить его в верности избранного пути.

 



 
PR-CY.ru