ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 12

В апреле 2008 г. на здании МГУ открыта мемориальная доска памяти И.А. Ильина. 19 июня 2008 г. в Совете Федерации Федерального собрания РФ состоялась научно-практическая конференция «Учение И.А. Ильина о праве, власти и социальной культуре в России», посвящённая 125-летию И.А. Ильина. Будучи воспитан на философских системах великих немецких мыслителей, И.А. Ильин, тем не менее, отрицал необходимость создания философской системы как основной задачи для философа, считая создание системы одной из «мнимых задач культуры». Главное призвание философа, согласно И.А. Ильину, – не выдумывание системы, а предметное созерцание и мышление. Понятия «предмет» и «предметность», «очевидность», «воля», «акт» – ключевые в его терминологии. В одном из писем к И.С. Шмелёву И.А. Ильин рассматривал свою философию как ряд последовательных актов (в порядке реализации): акт правосознания («О сущности правосознания»), акт сопротивления злу силой («О сопротивлении злу силою»), акт эстетического творчества («Основы художества»), акт литературной критики («О тьме и просветлении»), акт духовно-сердечной повседневности («Я вглядываюсь в жизнь»), акт миросозерцания («Поющее сердце»), русский национальный акт («Сущность и своеобразие русской культуры»), акт нового культурного творчества («Взгляд в даль»), религиозный акт человека («Аксиомы религиозного опыта»), монархический акт («О монархии»), акт воспитания характера (не был полностью реализован, см. в работе «Творческая идея нашего будущего»), акт очевидности («Путь к очевидности»). В философии и в жизни И.А. Ильин «был до конца носителем волевой идеи, мыслителем-борцом, философом-крестоносцем и меченосцем, активно и жертвенно боровшимся за дух и свободу, за право и правду, за торжество одухотворённой государственности и христианской культуры». Уже в книге о Гегеле И.А. Ильин писал о том, что философия есть «опытная наука», т.е. существует особый философский опыт: философия есть «особый, универсальный способ познания, опытный по существу и метафизический по предмету». Более подробно и специально он раскрывает эту тему в книге «Религиозный смысл философии» (составлена из трёх речей: «Философия как духовное делание», «Философия и жизнь» и «О возрождении философского опыта»). Как познавательное творчество философия есть «внутреннее делание», «творческая жизнь души», однако это не просто душевное, но «душевно-духовное делание»: философия – наука о важнейшем, о духе, о безусловном, объективно-главном и совершенном, о самом лучшем и высшем; философствуя, человек живёт в сфере объективно значительных состояний. У человека, который знает подлинно и объективно, «знание и вера не расходятся и не стоят в противоречии: то, что он знает, достоверно той единой достоверностью и очевидно той единой очевидностью, которая силою объективности своей создаёт верующее знание и знающую веру».

 



 
PR-CY.ru