ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 14

Однако философия, прошедшая через немецкий идеализм, материализм и позитивизм, сама оторвалась от предметного опыта, потеряла уверенность в бытии и в объективности своих предметов. Рассудочность, стремящаяся к непротиворечивости и систематичности построений вне связи с духовным опытом, только усугубляла современный духовный кризис. Отсюда, для того чтобы помочь человечеству выйти из состояния «духовной пошлости», философия должна преодолеть «мертвенную пустоту и отвлечённость», каждый философ должен взрастить в себе «подлинный и предметный духовный опыт». И.А. Ильин утверждает нераздельность гносеологии и онтологии: познание для философа сопряжено с внутренним приобщением к Предмету, поэтому чтобы быть философски одержимым очевидностью духовного Предмета, необходимо быть истинно религиозным человеком. Для выхода из современного духовного кризиса И.А. Ильин считает необходимым создание новой «философии религиозности и откровения..., чтобы в религиозном обновлении душ возобновилось одинокое боговидение и соборное богоутверждение». В главном сочинении («Аксиомы религиозного опыта»), посвящённом проблемам философии религии, И.А. Ильин разрабатывает своеобразную «пневматическую актологию», т.е. учение о личном духовном состоянии верующего. Он был убеждён в том, что описание религиозных актов великих основоположников и учителей христианской церкви и установление общих «аксиоматических» основ их религиозности должно помочь современному человечеству возродить подлинно духовный опыт, лежащий в основе любого религиозного верования (не только христианского). И.А. Ильин полагал, что именно утрата такого опыта лишает современное человечество «идейной и творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием». Именно в сфере опыта и акта (реже в сфере учения), согласно И.А. Ильину, к христианству приближаются многие нехристианские религиозные учителя и философы: чем более полно в человеческой религиозности соблюдаются аксиомы духовности, самодеятельности, сердечного созерцания, катарсиса, цельности, искренности, смирения и трезвения, тем более дух такой религиозности «приближается к Евангелию и к духу православного христианства». Основываясь на словах апостола Иоанна Богослова «всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29), а также на учении Иустина Философа о семенах Слова, посеянных во всём человеческом роде, И.А. Ильин утверждает, что всё человечество (как христианское, так и нехристианское) включено в план Божественного домостроительства. В этом отношении он считал своё исследование «православно-апологетическим». Каждая из 27 глав его книги имеет специальные литературные добавления с выписками из Священного Писания, творений св. отцов, религиозной литературы (как восточной, так и западной).

 



 
PR-CY.ru