ИЛЬИН Владимир Николаевич - Страница 10

В «евразийский» период В.Н. Ильин начал развивать «материологизм» как учение, противоположное диалектическому материализму, официально утвердившемуся в советской философии в конце 1920 гг. Критикуя диалектический материализм, В.Н. Ильин полагал, что он есть «замаскированная форма философского ревизионизма в классическом материализме», результат «диалектического» пересмотра материализма. «Диалектический материализм по внутреннему, хотя невысказанному смыслу, есть признание Логоса действующего в материи. Он связан с отказом от позиций механистического материализма и отрицания самонаблюдения в психологии». В своём подлинном осуществлении он должен превратиться в материологизм. В ряде статей В.Н. Ильин выступил с критикой материализма, образцом которого был для него механистический материализм Жюльен Офре де Ламетри. В.Н. Ильин утверждал, что материализм является врагом материи, по сути, он разновидность духовности, своего рода религия, бог которой – материя. Сама материя представляет собой доброе начало, поскольку человек, «находящийся в состоянии просветлённой духовности, именно в материю воплощает свои добрые порывы и через материю творит добро. Материализм как миросозерцание не способен объяснить всю полноту бытия. Внутреннее противоречие материализма заключается в том, что материалисты, утверждая абсолютность и всеобщность материи, с необходимостью должны прийти к её нематериальности, т.е. одухотворить её. В.Н. Ильин отвергал признание материи субстанцией, всеобъемлющим принципом Вселенной и всякого бытия, считал, что философы-материалисты враждебны экспериментальной науке. В 1923 г. в общем для евразийцев духе критически он характеризовал католическое богослужение: «Торжественная пышность, театральная помпа и вместе с тем необычайная внутренняя чёрствость, усугубляемая гордым отъединением «церкви учащей и правящей» от остальной массы верующих». Однако впоследствии антикатолический пафос евразийства не был близок В.Н. Ильину. В 1952 г. он направил на имя своего друга Михаила Николаевича Гаврилова «Заявление» о том, что считает себя принадлежащим к церкви, возглавляемой папой Римским, но при этом хочет оставаться в церковном общении с приходами русской юрисдикции и почитать святых Русской церкви. В 1954 г. В.Н. Ильин написал предисловие к русскому изданию «Повести об одной душе» – духовной автобиографии Терезы Младенца Иисуса (Тереза из Лизьё). В этом предисловии, озаглавленном «Святая Тереза – заступница и молитвенница за землю русскую», В.Н. Ильин развивал мысль о единых корнях православной и католической святости в духе идей Владимира Сергеевича Соловьёва. В отличие от евразийцев В.Н. Ильин считал себя учеником протоиерея Сергия Булгакова и Николая Александровича Бердяева, стремясь совместить в своей метафизике софиологический космизм первого и философию свободы второго.

 



 
PR-CY.ru