ИЛЬИН Владимир Николаевич - Страница 6

В христианстве миф исчерпаем именно в пределах Священного Писания, Предания и святоотеческой экзегезы. Реализацию мифа, его осознание и отсюда утверждение догмата даёт культ. «Событие мифа единственное и неповторяемое – повторяется в культе не как воспоминание, а как эманация факта, как его реальное присутствие. Без этого нет Таинства». Миф вносит сознание в культ, определяя и пробуждая его действо, а сам культ выражает вовне жизнь и деятельность религии. Таким образом, утверждал В.Н. Ильин, культ есть жизнь мифодогмата. Он подчёркивал, что культ, ритуал и литургика – это не синонимы, но как бы различные точки зрения на один предмет. Их совокупность можно обозначить термином «теургия». Культ – деяние почитания, ритуал – совокупность внешних действий, которыми оно выражается. Ритуал относится к культу, как средство к цели. Система ритуала очень чувствительна и точна, и эта «буквальность» не произвольна и не является плодом выдумки. Она подчиняется внутренней закономерности самого мифа, лежащей вне человеческой воли. Будучи божественным, миф проникает до сокровенных глубин человека. «Нарушение ритуала, сознаваемое и констатируемое религиозной совестью как произвол, ощущается и как создание лжемифа, даже антимифа, т.е. как определённо злое деяние, как грех». В 1926 г. В.Н. Ильин издал книгу «Запечатанный гроб, Пасха нетления: Объяснение служб Страстной недели и Пасхи», в 1927 г. – «Всенощное бдение». В них он рассматривает последование всенощного бдения и богослужений Страстной седмицы и Пасхи в связи с текстами Священного Писания, св. отцов и с церковным искусством. В 1928 г. опубликовал в журнале «Путь» ряд рецензий на книги по литургике, а также предложил проект энциклопедии православия, изложенной в порядке и с точки зрения богослужебного устава и богослужебных книг, аргументируя это тем, что православно-русское богословие есть преимущественно литургическое богословие. Полагая, что богослужебный культ и литургия – первооснова церковной жизни, в статье «Основные вопросы символики Креста Господня» В.Н. Ильин определял литургику как «науку о символических реальностях церковной жизни и их действенной энергетике». Центральное место среди служб Вселенской церкви, по В.Н.Ильину, занимает литургия. Он связывал это с тем, что евхаристия – основа и смысл литургии – главное среди всех таинств, т.к. её установил Сам Спаситель, и она совершалась уже в первые века христианства. Кроме того, евхаристия предполагает теснейшее общение с Богом. В литургии, если говорить относительно православия, соединена вся система догматов и преданий, все остальные службы и таинства есть лишь их частичное выражение.

 



 
PR-CY.ru