ИЛЬИН Владимир Николаевич - Страница 9

В.Н. Ильин утверждал принципиальную непротиворечивость Библии и научных данных, считая, что религия и наука должны активно и творчески взаимодействовать. Богословие и наука, по В.Н. Ильину, говорят об одном и том же на разных языках. Принципы, лежащие в основании какой-либо научной установки, носят общемировоззренческий, онтологический характер, следовательно, они связаны с религиозной сферой. Сущность религии, по его мнению, составляют «пограничные понятия», такие как смерть, жизнь и т.п. В науке же подобные понятия занимают положение окраины, наука подходит близко к ним, но не может преодолеть определённую границу. В книге «Шесть дней творения» В.Н. Ильин писал, что наука (прежде всего, филология и естествознание) необходима для дешифрования библейского повествования о сотворении мира, требуя при этом богодухновенного прозрения. Наука изучает отдельные факты, и только религия может дать человеку цельную картину мироздания. Главное различие науки и Библии В.Н. Ильин видел в том, что наука смотрит на мир с точки зрения происхождения, а Библия – с точки зрения спасения, восстановления первоначального единства, целостности. Он различал понятие «творение» и понятие «рождение». Для рождения характерно единство по существу и по форме рождающего и рождаемого. Творение же предполагает разрыв между творящим и творимым, есть «переход в иной род», создание чего-то принципиально нового. Однако первоосновой творения и рождения является любовь, которая находится в основе сотворения мира. В.Н. Ильин считал возможным определять Шестоднев как «миф», понимая при этом миф как «отражение глубинного видения сущности мировых процессов». В плане исагогики он стоял на позициях Жана Астрюка, считая, что «у священного боговдохновенного автора – по церковному преданию, Моисея – было не менее двух, а может быть, и трёх записей или кодексов, которые им редактированы в одно целое». В.Н. Ильин допускал возможность отождествлять «дни» творения с геологическими эпохами и отмечал, что эти «дни» не имеют в Библии лишь порядкового значения. По его мнению, они составляют две триады, которые соответствуют друг другу и «как бы накладываются одна на другую». Сходство Шестоднева с древневосточными мифами о творении В.Н. Ильин объяснял «общечеловеческим откровением», которое присутствовало в язычестве. В книге «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929 г.) В.Н. Ильин выделял три основных предрассудка науки – материализм, механицизм и эволюционизм. Он критиковал дарвинизм (различая учение самого Чарльза Дарвина и теорию эволюционизма дарвинистов), в особенности его принцип тихогенеза, противоречащий вере в Бога. В.Н. Ильин близок к концепции виталистов, в особенности Ганса Дриша. Ключевым понятием витализма является жизнь, она не сводима только к физико-химическим и механическим процессам.

 



 
PR-CY.ru