ИЛЬИН Владимир Николаевич - Страница 7

В.Н. Ильин утверждал, что христианство есть религия креста. «Крест, благословение крестом, осенение крестом – есть то общее в литургической действительности, без которого она немыслима и которое является её основой, центром, дыханием и жизнью». Крест, по В.Н. Ильину, объединяет в неразличимом тождестве три основных аспекта-лика христианской религии: миф, догмат и культ. Интерпретируя смысл богослужения Великой Субботы, он писал: «Подобно тому как Спаситель схождением в воды Иорданские освятил для нас крещенскую купель, а в Тайной Вечери в Сионской горнице даровал нам бессмертную Трапезу и основал Новозаветный храм, так и Своим Великосубботним почиванием во гробе освятил наши гробы и положил начало нашему отпеванию, которое, будучи оплакиванием, в то же время есть уже приуготовление к воскресению и к исхождению на сретение Воскрешающему в последний день». Воскресение – великое утешение в трагедии бытия. Смерть, по В.Н. Ильину, есть «некое негативное, искажённое, обращённое вниз восхождение», поэтому, готовясь к смерти, человек может приобрести опыт смерти в подвижничестве: должен развиваться, возвышаться и путём подвига идти к совершенству, поскольку опыт смерти даётся подвижничеством. В статье «Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона» он отмечает чистоту и бесстрастие колокольного звона при всём его блеске, оживлённости и выразительности. Колокольный звон символизирует церковную духовность, соответствуя всей глубине и красоте православно-русской литургики. Музыкально-метафизическое задание колоколов, писал В.Н. Ильин, «сводится к максимальному одушевлению в соответствующем роде костной, неорганической материи, высшим типом которой является, несомненно, металл. В колокольном звоне она начинает жить по-своему, но зато по-настоящему. Здесь максимально выявляется в акустико-музыкальном вибрирующем образе Платонова идея неорганической материи». Колокольный звон В.Н. Ильин интерпретирует как ответ неорганической материи на божественный зов, как «звучащую софийность материи». Подобным образом он рассматривал иконопись. С одной стороны, иконопись – это разновидность живописи, но с другой – явление совершенно особого порядка. Иконопись в отношении к искусству В.Н. Ильин сравнивал с идеями Платона: она выражает вечное в живописи, вечность же означает святость и свободу от временно-пространственной эмпирии. «Иконопись заменяет чувственно-плотяный психологизм отрешённой конкретностью предания «лицевых списков», сюжет заменяет чином, а временно-пространственную эмпирию и аллегоризм перспективы – символизмом плоскостной двумирности».

 



 
PR-CY.ru