ГИМНОГРАФИЯ - Страница 8

Кроме того, под влиянием канонов Октоиха создавались комплекты молебных канонов Пресвятой Троице, Богородице, святым, что, в свою очередь, стало причиной появления особых молебных канонов в Минеях, формирования Богородичника (бытующего как в виде самостоятельной книги, так и в составе Октоиха), появления цикла канонов Пресвятой Троице в Октоихе и др. Однако всё песнотворчество происходило в рамках уже существовавшей системы жанров. Падение Константинополя 13 апреля 1204 г. стало причиной прекращения литургической традиции, которая сформировалась в послеиконоборческий период. Тем не менее, византийская литургическая традиция продолжалась в нескольких греческих государствах, наиболее значимым из которых была Никейская империя. Основным богослужебным уставом в Малой Азии в первой половине XIII в., а затем и в Византийской империи в палеологовский период (1261–1453 гг.) стал Иерусалимский устав, до настоящего времени (в тех или иных редакциях) принятый повсеместно в православной церкви. Однако переход на новый богослужебный устав не сопровождался переменой комплекса богослужебных текстов и соответственно изменением жанровой системы. Византийские гимнографы палеологовского периода продолжали использовать традиционные гимнографические жанры, составляя новые богослужебные тексты, однако характерное для этого времени стремление к архаизации и использованию древних форм стало причиной появления группы акафистов, составленных по образцу древнего Акафиста Пресвятой Богородице, не вошедших в официальные богослужебные книги, но стимулировавших установление особого гимнографического жанра – акафиста. Многовековая история развития византийской гимнографии привела к окончательному формированию того корпуса гимнографических жанров, какой и до настоящего времени используется в православной церкви. Это несколько видов монострофных песнопений: тропарь, седален, ипакои, светилен и эксапостиларий – и несколько видов многострофных песнопений: канон, большинство типов стихир, тропари на блаженнах, акафист и др. Кондак, первоначально также являвшийся многострофным песнопением, в современных литургических книгах, как правило, сохраняет лишь один икос (хотя отдельные кондаки сохранили полные комплекты икосов) и часто исполняется вовсе без икосов. Большинство этих песнопений, находящихся в Октоихе, Триоди, Минее (кроме служб невизантийским святым), написаны византийскими гимнографами в VIII–XII вв. Из гимнографических сочинений раннехристианских авторов доныне за богослужением звучат лишь отдельные тексты, например, великое славословие. Особняком стоят песнопения, основанные на библейских текстах и поэтому не являющиеся, строго говоря, гимнографией: прокимен, аллилуиарий, различные виды исполняемых певческих псалмов. В качестве самостоятельной исследовательской проблемы вопрос о древнейшей оригинальной славянской гимнографии возник в научной литературе в 1970 гг., после открытий в этой области болгарских филологов Стефана Кожухарова и Г. Попова.

 



 
PR-CY.ru