ГИМНОГРАФИЯ - Страница 4

Движущей силой развития иерусалимского богослужения IV–VI вв., как и в антиохийской литургической традиции, были городские аскетические общины («тагмы спудеев»), которые обеспечивали регулярное совершение богослужения в иерусалимских храмах. Основу суточных служб в иерусалимской традиции составляло пение Псалтири, однако уже в конце IV в. использовались различные гимнографические сочинения, о которых неоднократно упоминает паломница Эгерия (конец IV в.). Греческие оригиналы этих сочинений, в основном, утрачены, однако в составе древних армянских и грузинских гимнографических сборников Шаракноц и Иадгари содержатся некоторые, совпадающие между собой праздничные и воскресные песнопения, восходящие к несохранившимся греческим оригиналам иерусалимского происхождения. Кроме того, отдельные песнопения встречаются в составе армянских и грузинских переводов иерусалимского Лекционария. К древним иерусалимским антифонам принадлежат и тропари (антифоны) Великой пятницы, которые в древности пелись со стихами псалмов. Как и в антиохийской литургической традиции, иерусалимские спудеи использовали в богослужении не только псалмы и антифоны, но и разнообразные гимнографические сочинения, сопоставимые с сирийскими, на что указывают особенности палестинской гимнографии VII–VIII вв. Так, литературная форма и наличие акростиха в праздничных песнопениях Иерусалимского патриарха Софрония I (633/634 – 638 гг.), известных под названием «анакреонтические стихотворения», свидетельствуют о том, что они восходят к древней гимнографической традиции. Богослужение в палестинских монастырях (киновиях) в V–VI вв. во многом определялось литургической традицией городских аскетических общин (спудеев), но его отличало отсутствие сложной гимнографии, характерной для городских храмов. Палестинское келлиотское монашество почти не использовало гимнографические тексты. В VII в. в палестинской литургической традиции произошли существенные изменения. Монахи, занявшие в Иерусалиме и других городах Палестины место спудеев после перехода власти к арабам (637 г.), принесли в храм Воскресения и другие городские храмы свою богослужебную традицию, в основе которой лежало монашеское псалмопение, что привело к изменениям в составе комплекса гимнографических текстов. Характерным элементом нового богослужения, сформировавшегося в Иерусалиме в VII в., был новый гимнографический жанр – канон, представлявший собой собрание различных строф, которые припевались к стихам девяти библейских песней из иерусалимской Псалтири. Первоначально эти строфы (припевы) заимствовались из древних песнопений, исполнявшихся спудеями в Иерусалиме, на что указывает как отсутствие ирмосов, так и различие строф одной и той же песни по размерам и содержанию в воскресных канонах, входящих в состав древнего иерусалимского Тропология, сохранившегося в грузинском переводе (древний Иадгари). В этот Тропологий вошли и архаичные праздничные припевы к стихам песни вавилонских отроков (Дан. 3:57–88) и песни пророка Захарии (Лк. 1:68–79), тогда как в качестве постоянного припева к песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1:46–55) использовался тропарь «Честнейшую херувим».

 



 
PR-CY.ru