ГИМНОГРАФИЯ - Страница 10

С. Кожухаров предположительно связывал создание службы апостолу Андрею Первозванному с Наумом Охридским (с пребыванием Кирилла и Мефодия с учениками в Риме в 868 г.); самим первоучителям, составленные после их смерти: службу Кириллу (Константину) с двумя анонимными канонами, первый из которых (четвёртого гласа) имеет широчайшее распространение в рукописной традиции, а второй (восьмого гласа) представлен южнославянскими списками XIV и XV вв.; канон равноапостольному Мефодию, открытый сравнительно недавно и атрибутированный Г. Поповым архиепископу Клименту Охридскому; второй канон Мефодию, с именным акростихом Константина, мог быть создан позднее. Этапное значение для развития оригинальной славянской гимнографии (как и славянской литературы в целом) имело вынужденное перемещение учеников Кирилла и Мефодия в конце 885 г. на территорию первого Болгарского царства. Здесь при постоянной поддержке верховной власти (сначала князя Бориса, а затем царя Симеона) они получили возможность в полной мере реализовать замысел и программу учителей по созданию развитой духовной письменности на славянском языке как аналога греческого и латинского. В гимнографии это породило уникальную ситуацию, не возникавшую в средневековом православном славянском мире позднее. Учениками славянских апостолов – прежде всего, Климентом, Константином и Наумом (имена которых засвидетельствованы акростихами) – были написаны песнопения и их циклы, снабжённые акростихами, для основных типов богослужебных книг. Константин составил большой цикл великопостных канонов (трипеснцев и четверопеснцев, общим числом 35) с единым акростихом, содержащим свыше 400 букв и представляющим своеобразное поэтическое произведение. В Октоихе в последнее время обнаружено 26 канонов Климента Охридского (покаянный шестого гласа, написанный, как полагают исследователи, для Требника, циклы из восьми канонов каждый Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу и Святой Троице; канон Пресвятой Богородице четвёртого гласа), восемь канонов и цикл стихир Святой Троице с текстовым акростихом. Для Праздничной Минеи были написаны службы на двунадесятые праздники и избранным святым. Из них известны следующие (в календарном порядке): 8 октября – канон архангелу Михаилу Константина Преславского; 21 ноября – канон на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм с анонимным текстовым акростихом; 22 ноября – служба Тивериопольским мученикам святителя Климента; 25 декабря – служба на Рождество Христово, включающая цикл из 36 предпразднственных и такого же числа попразднственных азбучных стихир, цикл из шести предпразднственных трипеснцев св. Климента и канон с текстовым метрическим акростихом Константина Преславского; 6 января – служба на Богоявление, включающая циклы трипеснцев на предпразднство с анонимным текстовым акростихом и стихир того же Константина, циклы из 36 предпразднственных и 36 попразднственных азбучных стихир, и два канона с анонимным метрическим текстовым акростихом и Климента Охридского; 20 января – канон иеромонаху Евфимию Великому Климента Охридского; 27 января – служба (канон с анонимным текстовым акростихом и три стихиры Климента) на перенесение мощей Иоанна Златоуста; 3 февраля – канон праведному Симеону Богоприимцу с текстовым акростихом; 17 марта – канон Алексию, человеку Божию, Климента; 23 июля – его же служба Аполлинарию Равеннскому; 2 августа – его же канон первомученику Стефану и папе Стефану I; 6 апреля – общий канон Кириллу и Мефодию с текстовым акростихом; 30 августа – канон на Положение ризы и пояса Богородицы Климента; 15 августа – служба на Успение Богоматери: трипеснец Константина и канон Климента.

 



 
PR-CY.ru