ГИМНОГРАФИЯ - Страница 3

Однако разнообразные гимнографические тексты различных жанров известны из сирийской литургической традиции, которая входила в «антиохийское литургическое пространство». Содержание этих текстов было связано как с воспоминаемыми событиями, так и с чтениями из Священного Писания за богослужением. Так, в IV в. в сирийской традиции были распространены сложные гимнографические тексты, известные под названием мадраша, которые представляли собой последовательность изосиллабических строф, каждая строфа заканчивалась припевом. Исполнение этих песнопений было связано с практикой ипофонного пения, когда строфы пелись солистом, а хор пел общий припев (исследователи отмечают, что так первоначально исполнялся и вечерний гимн «Свете тихий»). С практикой антифонного пения, судя по всему, были связаны песнопения, относящиеся к наиболее известному жанру сирийской гимнографии – согита. Отличительной чертой этих песнопений было наличие диалога в основной части и алфавитного акростиха, объединяющего строфы диалога, но в отличие от предшествующего случая изосиллабические строфы согиты не имели постоянного припева. Кроме того, в сирийской традиции были хорошо известны и небольшие песнопения, исполнявшиеся вместе со стихами псалмов, которые им предшествовали (как, например, в собрании гимнов Севира Антиохийского). Песнопения этого типа сопоставимы с греческими и латинскими припевами к антифонным псалмам – антифонами и респонсориями. К пространным гимнографическим текстам типа мадраши и согиты во многом близка особая ритмизованная проповедь – мемра, которая состояла из двустиший, организованных по изосиллабическому принципу. Исследователи говорят, что сопоставление сирийских гимнографических текстов с греческими показывает, что по структуре и организации текста жанры сирийской гимнографии существенно не отличались от ранних жанров христианской греческой гимнографии, т.к. сходные литературные формы были известны и в греческой традиции. Например, в заключительной части «Пира десяти дев» Мефодия Патарского находится особый «псалом», литературная структура и способ исполнения которого совпадают со структурой сирийских мадраш. С сирийскими проповедями типа мемры сопоставимы проповеди Григория Богослова (ум. в 390 г.), многие из которых не только были ритмически организованы, но и исполнялись в богослужебной практике, на что указывает их использование гимнографами последующих периодов. Хорошо был известен в греческой традиции и изосиллабизм, о чём свидетельствует большое число различных гимнов ката стихон, наиболее распространённым из них является гимн «Бесплотное естество херувимское», сохранившийся во множестве ранних списков (ныне входит в состав великого повечерия). Исполнение разнообразных гимнографических произведений обеспечивали в антиохийской традиции «сыновья» и «дочери завета», т.е. члены аскетических общин, существовавших при городских храмах. С этими же общинами были связаны и такие известные создатели сирийской гимнографии, как, например, Ефрем Сирин (ум. в 373 г.). Центром формирования и развития иерусалимского богослужения являлся церковный комплекс, построенный в Святом граде в IV в., куда входил Анастасис (храм Воскресения) и Мартириум (базилика Константина).

 



 
PR-CY.ru