ГИМНОГРАФИЯ - Страница 6

Наиболее известный жанр константинопольской гимнографии V–VII вв. – кондак, состоявший из объединённой акростихом последовательности строф-икосов, каждая из которых заканчивалась общим рефреном, а также из проимия (в позднейшей терминологии – собственно кондак), который в рукописях предшествует икосам. Исследователи говорят, что судя по всему, последовательность строф-икосов с общим припевом была известна в константинопольском богослужении уже в V в. Расцвет этого жанра произошёл в VI в. и связан с деятельностью Романа Сладкопевца (ум. после 555 г.), однако тексты кондаков сохранились в сравнительно поздних гимнографических сборниках, где они уже соотнесены с различными гласами палестинского осмогласия. К жанру кондака принадлежит и знаменитый константинопольский Акафист Божьей Матери, представляющий по структуре усложнённый тип кондака. Кроме кондаков в константинопольском богослужении существовали более простые гимнографические жанры. Краткие «тропари», которые распевались антифонно, связаны с именем Авксентия Вифинского (ум. около 470 г.). К древним константинопольским антифонам принадлежат и тропари, которые пелись вместе со стихами псалмов в навечерия Рождества Христова и Богоявления между ветхозаветными чтениями и находившиеся в Профитологии. Большой «тропарь» догматического содержания «Единородный Сыне», введение которого в богослужебный обиход связано с именем императора Юстиниана I Великого (ум. в 565 г.), исполнялся в начальной части Божественной литургии. В VII в. в результате палестинского влияния в константинопольской богослужебной традиции появились не только тексты палестинского происхождения, но и новые гимнографические формы. Как полагают исследователи, во второй половине VII в. каноны древнего Тропология, связанные с осмогласием, становятся известными в Константинополе и Малой Азии. Во многом под их влиянием составляли свои девятипесненные каноны (отличительной особенностью которых было наличие ирмосов, второй песни, богородичнов, а также отсутствие акростиха) Андрей Критский (ум. в 740 г.) и Герман I Константинопольский (ум. до 754 г.). В середине VIII в. в результате литургической реформы в константинопольском богослужении гимнографический материал, использовавшийся раньше аскитирионами, подвергся сокращению. Новая литургическая традиция была зафиксирована в Синаксаре Великой церкви, набор гимнографических жанров которого достаточно ограничен. В нём приводятся, главным образом, тропари (или ипакои), используемые как припевы к стихам псалмов, и почти не упоминаются древние гимнографические произведения, в том числе и кондаки. Господствующее положение в православной церкви в конце VIII в. заняли монахи, которые были проводниками палестинского литургического влияния, что стало причиной новых изменений в византийском богослужении. Одновременно с изменениями в структуре служб суточного круга и появлением новых гимнографических текстов палестинского происхождения в византийском богослужении утвердилось иерусалимское (палестинское) осмогласие, связанное с этими текстами.

 



 
PR-CY.ru