ГИМНОГРАФИЯ - Страница 2

Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения, исследователи не могут точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на литературный характер гимнов). В раннехристианских текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (например, 1 Кор. 14:26; псалмопение, по мнению исследователей, подразумевается в Мф. 26:30 и Мк. 14:26 под словом «воспев») и других ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр. 4:8; 5:12; 15:3–4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной литературы. Так, 18 псалмов Соломона, написанных на еврейском языке в I в. до н.э., но сохранившихся только на греческом и сирийском языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (середина V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I – начало II вв.), сохранившиеся в переводах на сирийский, греческий и коптский языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II–III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и других памятниках. Древнегреческая поэзия (в том числе религиозная) стала оказывать влияние на христианскую гимнографию не раньше II–III вв. (например, гимн Христу в «Педагоге» Климента Александрийского (ум. около 215 г.), песнь дев в «Пире десяти дев» Мефодия Патарского (ум. около 311 г.) с алфавитным акростихом). Весьма близким к гимнографии исследователи считают произведение Мелитона Сардийского «О Пасхе» (ум. около 190 г.). Некоторые древнейшие образцы церковных гимнографий сохранились в папирусах египетского происхождения (например, в Барселонском папирусе IV в. и др.). Византийская гимнография неразрывно связана с историей византийского богослужения, повторяет основные периоды его развития и разделяется на доиконоборческий (313–726 гг.) и послеиконоборческий (843–1453 гг.) периоды. Признание христианства в качестве официальной религии Римской империи оказало существенное влияние на развитие христианского богослужения. Предоставленные христианам свобода богослужебных собраний и право иметь специальные места для совершения богослужений обусловили как строительство новых храмов, так и быстрое развитие церковной гимнографии. Уже в конце IV в. Василий Великий в 207-м письме к неокесарийским клирикам подчёркивал, что пение различных гимнов составляло существенную часть богослужения в Сирии, Месопотамии, Финикии, Палестине, Аравии, Египте и других церковных провинциях восточной части империи. В IV–V вв. для большинства из этих провинций определяющее значение имела антиохийская литургическая традиция, которая во многом сформировала облик и характеристики иерусалимской и константинопольской традиций. Известно, что гимнография была одним из важнейших компонентов антиохийского богослужения. Сохранились только отдельные греческие песнопения, несомненно, связанные с антиохийской литургической традицией: в составе книги VII Апостольских постановлений (около 380 г.) находятся «утренний гимн» («Слава в вышних Богу») и ещё одно песнопение («Хвалите, отроки, Господа»), которые представляют собой образцы простой ритмизованной прозы.

 



 
PR-CY.ru