ГИМНОГРАФИЯ - Страница 9

До этого считалось, что уже в начальный период бытования славянских гимнографических книг корпус гимнографии в них принципиально не отличался от позднейших эпох, когда его основу неизменно составляли переводы, а оригинальное творчество ограничивалось отдельными службами местным (национальным) святым, а также малыми гимнографическими и евхологическими формами. Поэтому в число древнейших славянских гимнографических текстов включались лишь службы каждому из первоучителей и канон им вместе, канон Димитрию Солунскому, атрибутируемый со времён протоиерея Александра Васильевича Горского (1812–1875 гг.) архиепископу Мефодию или одному из его ближайших учеников, службы Клименту Охридскому и болгарскому царю Петру, древнейшие азбучные молитвы, а также предположительно канон папе Римскому Клименту, и отдельные части службы Иоанну Рильскому. Кроме того, в конце 1960 гг. Б.С. Ангелов дополнил гипотетическую часть этого списка одним из вариантов Общей Минеи. В настоящее время, после открытий 1970 – начала 2000 гг., исследователи считают надёжно установленным, что к середине 910 гг. в первом Болгарском царстве существовал оригинальный славянский комплект песнопений, созданный, в основном, учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия (Климентом, Наумом и Константином), включавший песнопения и их циклы для Триоди (по крайней мере, Постной), Миней Праздничной (в том числе для двунадесятых праздников) и Общей, Октоиха и некоторых чинов Требника. Всего в корпус выявленной ныне оригинальной славянской гимнографии входит (с учётом великопостных канонов как отдельных произведений) около 140 текстов. Трудность работы для исследователей с этим кругом памятников (и даже их выявление в максимальной полноте) состоит в том, что богослужебные книги XI–XV вв., содержащие древнейшие оригинальные славянские гимнографические тексты, даже до распространения в XIV в. Иерусалимского устава (практически исключившего их из употребления) испытали воздействие нескольких литургических реформ (в X в. в Болгарии, введение Студийско-Алексиевского Типикона в 1060 гг. на Руси и Евергетидского Типикона в начале XIII в. на Афоне и в Сербии). В результате вызванного этими переменами редактирования книг многие из древнейших памятников славянской гимнографии оказались сокращёнными (что хорошо заметно по нарушениям акростихов), а часть их была, по мнению исследователей, безвозвратно утрачена. Считается, что начало славянского гимнографического творчества связано с деятельностью первоучителей Кирилла (Константина) и Мефодия в Великой Моравии (863–885 гг.). Гимнографическое творчество первоучителей и их ближайших учеников в Великой Моравии из-за отношения папского престола к славянскому богослужению могло носить лишь окказиональный характер, и было ограничено как объёмам, так и тематикой. Принято считать, что оно включало лишь избранные службы покровителям миссии и церковного диоцеза архиепископа Мефодия: Димитрию Солунскому и на перенесение мощей Климента Римского; западным святым и (или) святым, особо почитавшимся в Риме (Аполлинарию Равеннскому, на перенесение мощей первомученика Стефана и папе Стефану I, св. Алексию, человеку Божию (все с именным акростихом Климента Охридского), а также, как полагают исследователи, св. Виту).

 



 
PR-CY.ru