ГИМНОГРАФИЯ - Страница 7

Литургическая традиция константинопольского монашества формировалась в последней трети VIII в. в Малой Азии и известна под поздним названием «студийская». Именно там Феодор Студит (ум. в 826 г.) познакомился с литургической традицией палестинского происхождения, в частности, с палестинской гимнографией и осмогласием. Наличие второй песни в канонах студийских гимнографов, а также в богослужебных книгах студийской эпохи показывает, что студиты продолжали ту архаичную традицию палестинского происхождения, с которой была связана гимнографическая деятельность Андрея Критского и Германа I Константинопольского. С именем Феодора Студита позднее студийское предание соотносило происхождение степенных антифонов, представляющих собой различающиеся по гласам антифоны, первоначально исполнявшиеся в качестве припевов к стихам степенных псалмов (18-я кафизма) на воскресной утрене, а также практику распевания кафизм палестинской Псалтири с припевом «Аллилуия» на восемь гласов, что определялось, с одной стороны, древней константинопольской практикой пения псалмов с припевами (ипакои, тропари), а с другой – палестинской системой осмогласия. Восстановление иконопочитания в 843 г. не внесло существенных изменений в константинопольское богослужение, которое следовало традиции, сформировавшейся в иконоборческий период. Центральное место в литургической традиции послеиконоборческого периода заняло монашеское богослужение, регламентировавшееся студийским Синаксарём и его редакциями. Его развитие определяло и характеризовало развитие византийского богослужения в целом. Стабильность и относительная унифицированность студийской богослужебной традиции поддерживали стабильность гимнографических жанров послеиконоборческого периода (главные из которых – канон, стихира, тропарь). Во второй половине IX в. был сформирован корпус гимнографических текстов послеиконоборческого периода. Все гимнографические тексты с седмичным кругом богослужения вошли в Октоих. Тексты годового подвижного богослужебного круга образовали Триодь (впоследствии разделившуюся на Триоди Постную и Цветную, или Триодь и Пентикостарий), а тексты годового неподвижного богослужебного круга вошли в состав служебной Минеи (анализ источников показал исследователям, что основным источником гимнографических текстов Минеи был послеиконоборческий константинопольский агиографический Синаксарь, содержащий краткие сведения о празднуемых святых). Минеи, Триоди и Октоих, входившие в комплекс богослужебных книг, использование которых регламентировал студийский Синаксарь, содержали как песнопения палестинского происхождения (Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского), так и новые песнопения, созданные Феодором Студитом и другими студийскими (Иосиф (ум. в 832 г.), Николай (IX в.), Климент (IX в.) Студиты) и нестудийскими гимнографами послеиконоборческой константинопольской традиции (Феофан Начертанный (ум. в 845 г.), Георгий Никомидийский (IX в.), Иосиф Песнописец (ум. в 886 г.) и др.). Византийские гимнографы послеиконоборческого периода постоянно увеличивали количество гимнографических текстов (главным образом, канонов и стихир), посвящённых тем или иным воспоминаемым событиям или же памятям святых. По образцу существовавших писались службы новопрославленным святым.

 



 
PR-CY.ru