ГИМНОГРАФИЯ

ГИМНОГРАФИЯ – в христианском богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь, певческие) в определённые моменты служб. Жанры церковной гимнографии разнообразны и имеют долгую историю. Ветхозаветная гимнография (в широком смысле слова) представлена, прежде всего, псалмами и библейскими песнями. Схожие поэтические произведения встречаются и в литературе, предшествовавшей формированию книг Ветхого Завета, – среди шумерских и ассирийских клинописных текстов. По формальным признакам еврейские псалмы значительно отличаются от произведений древнегреческой поэзии. Большинство учёных согласны в том, что многие псалмы Псалтыри имели литургическое употребление уже в ветхозаветном богослужении. В Кумране помимо канонических псалмов (с чтениями, отличающимися от масоретского текста, причём иногда значительно) найдены, по крайней мере, 15 апокрифических, часть которых впоследствии помещалась в христианских переводах Библии (например, Пс. 151; Сир. 51:13–30). По модели библейских псалмов в кумранской общине было написано более 30 «Благодарственных гимнов». По мнению исследователей, для апостольского периода невозможно определить чёткие критерии отличия гимнов от молитв, благословений, славословий и вероисповедных формул (ср.: Деян. 16:25). Исследователи также расходятся во мнениях, что именно имеется в виду в Еф. 5:19 под «псалмами, славословиями и духовными песнями» (ср.: Кол. 3:16). В то же время составление христианами гимнов и использование их в богослужении засвидетельствовано не только христианскими, но и внешними источниками. Так, в письме Плиния Младшего императору Траяну, написанном в 107–115 гг., говорится, что христиане собираются вместе и до рассвета воспевают Христа как Бога. Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе Нового Завета. Длина этих фрагментов, которые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (например, «Верно слово» в 2 Тим. 2:11–13; «беспрекословно» в 1 Тим. 3:16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе посланий Павла христологические (Флп. 2:6–11; Кол. 1:15–20; Евр. 1:3) и крещальные (Тит. 3:4–7; Еф. 5:14) поэтические фрагменты, которые, по мнению исследователей, являются примерами древнейших христианских гимнов (неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Священного Предания). Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин. 1:1–18. В XX в. были популярными теории о литургическом характере всего первого Послания апостола Петра, в котором видели крещальную или пасхальную службу. В настоящее время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к гимнографии (например, 1 Петр. 3:18-22). Некоторые гимны в составе Нового Завета являются прямыми цитатами из Ветхого Завета (например, 1 Петр. 2:6–8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (например, Еф. 5:14; ср.: Ис. 26:19; 60:1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки – песни Пресвятой Богородицы, пророка Захарии и старца Симеона и ангельское славословие «Слава в вышних Богу».

 



 
PR-CY.ru