ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 9

Гуго Сен-Викторский считал необходимым приготовлением как к занятиям философией, так и к изучению Священного Писания. В делении наук он следовал, прежде всего, за Аристотелем (385/384 – 322/321 гг. до н.э.) и Боэцием (около 480 – 524/526 гг.): наиболее общая наука – философия, которая разделяется на четыре части – теоретическую (созерцательную), практическую (деятельную или этическую), механическую (изобретательную) и логическую (словесную). В свою очередь, высшая (теоретическая) часть философии делится на математику, физику и богословие. Согласно Гуго Сен-Викторскому, богословие – наука, постигаемая высшей частью души – интеллектом; предмет её исследования – Бог и бестелесные духи, т.е. невидимые сущности и невидимые природы невидимых сущностей. Богословие имеет две разновидности: богословие мирское (theologia mundana) и богословие божественное (theologia divina). Первое исследует «дела творения» и по аналогии заключает об их Творце; от видимых форм вещей оно переходит к их невидимым причинам, а через них восходит к невидимым сущностям и познанию их природ; это богословие может по праву называться вершиной философии. Второе рассматривает «дела восстановления» и «таинства» (sacramenta) Иисуса Христа, достигая более точного знания о Боге при помощи «таинств благодати», ставших доступными людям благодаря «плоти (т.е. воплощению) Слова и Его мистическому действию». Мирское богословие, опирающееся на природу, может лишь доказывать и излагать нечто, а Божественное, опирающееся на благодать, – просвещать и наполнять сердца людей познанием истины; первое доказывает лишь то, что Бог существует, тогда как второе являет Его реальное присутствие в мире. Этим видам богословия у Гуго Сен-Викторского соответствуют два способа познания Бога: посредством человеческого разума и посредством Божественного откровения. Человеческий разум может познавать Бога опять-таки двояко: в самом себе (in se) и во внешнем мире (extra se). Божественное откровение имеет также две формы: внутреннее откровение, просвещающее сердце посредством вдохновения, и внешнее откровение, наставляющее ум посредством наставления в каком-либо учении или укрепляющее веру путём явления чего-либо чудесного. Оба способа познания Бога при помощи разума, опирающегося на врождённый свет истины, относятся к природе, а оба способа познания Бога посредством откровения, превосходящего природу, относятся к благодати. С этим делением Гуго Сен-Викторский тесно связывает различие между верой и знанием, а также учение о четырёх видах истин. Он даёт своё определение веры: «Вера есть некая уверенность духа в отсутствующих вещах, находящаяся выше мнения (supra opinionem) и ниже знания (infra scientiam)». Дело веры – соглашаться с тем, что невидимо для человека, поскольку то, что мы не постигаем разумом, является постижимым посредством веры (credibilia) и присутствует в человеке благодаря одной вере. Гуго Сен-Викторский характеризует разум как способность ясного знания о чём-либо. В связи с этим он выделяет четыре вида истин: одни истины происходят всецело от разума (ex ratione), другие согласны с разумом (secundum rationem), третьи превосходят разум (supra rationem), а четвёртые противоречат разуму (contra rationem).

 



 
PR-CY.ru