ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 17

Гуго Сен-Викторский называет также первое наблюдением (speculatio), второе – собственно созерцанием (это можно сравнить с различием в последующей западной мистике между приобретённым и дарованным созерцанием). Во втором случае, когда Истина уже найдена, и любовь к Богу достигла совершенства, не находится ничего, кроме единственного Бога; тогда сердце человека сладостно бьётся в высшем покое и счастье, объятое одним лишь огнём божественной любви; Бог поистине ощущается как составляющий всё во всём, когда воспринимается столь сильной любовью, что, кроме Него, в сердце человека не остаётся ничего от самого себя. Процесс восхождения к непосредственному созерцанию Бога Гуго Сен-Викторский сводит к трём этапам: размышлению (meditatio), наблюдению (speculatio) и собственно созерцанию (contemplatio). Движущей силой созерцания является любовь к Богу (amor, caritas, dilectio), из которой оно рождается и которая его всегда сопровождает. Эта чистая божественная любовь охватывает душу человека как невесту и соединяет её с Небесным Женихом (Богом), о чём таинственно повествуется в Книге Песнь Песней. По описанию Гуго Сен-Викторского, когда Бог касается души и влечёт её к Себе, она как бы отчуждается от самой себя и превосходит саму себя; она внезапно обновляется, целиком преображается и испытывает невыразимое блаженство. Душа видит себя где-то в ином мире и внутри себя как бы в объятиях любви держит Того, в Ком обрела цель всех своих стремлений и желаний. Однако в этой жизни душа имеет лишь залог (arrha) будущего блаженства; она только предвкушает его, поскольку здесь Бог дарует ей лишь начатки Своей любви, а не полноту ее изобильных плодов. Влияние Гуго Сен-Викторского на последующую богословскую традицию прослеживается во многих вопросах догматики, экзегетики и мистики. Систематическое изложение христианской догматики, предпринятое Гуго Сен-Викторским в трактате «De sacramentis christianae fidei», было основным источником анонимного трактата «Summa sententiarum», оказавшего прямое влияние на «Sententiae» Петра Ломбардского (около 1100 – 1160 гг.), а через него – на все последующие комментарии к ним Роберта Мелёнского, Иоанна Корнуоллского, Александра Гэльского, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Иоанна Дунса Скота и других схоластических богословов последующих веков. Влияние мистического богословия Гуго Сен-Викторского особенно заметно в концепциях и сочинениях богословов сен-викторской школы – Ахарта, Рихарда, Вальтера, Адама, Годфрида, Андрея и Фомы Сен-Викторских. Влияние его экзегетики прослеживается в таких средневековых экзегетических сочинениях, как «Quaestiones et decisiones in Epistolas Pauli» («Вопросы и решения к Посланиям Павла»), в комментариях Иоанна Корнуоллского и Адама Скота.



 
PR-CY.ru