ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 2

Преподавание Гуго Сен-Викторским осуществлялось по оригинальной методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин (во всей полноте их взаимных связей) с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и рассмотрение его в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека. О том, что педагогические усилия Гуго Сен-Викторского высоко ценились его учениками, свидетельствуют предисловия к его сочинениям, в которых он часто упоминает о настойчивых просьбах учеников, подвигающих его к написанию того или иного трактата. К этому времени богословская школа в Сен-Викторе перестала быть публичной, какой она была при Вильгельме из Шампо (1068/1070 – 1121/1122 гг.), и учениками Гуго Сен-Викторского были только монахи монастыря, однако и для них он считал полезным изучение светских дисциплин, как развивающих ум и предуготовляющих его к созерцанию божественных тайн. В период своего учительства Гуго Сен-Викторский вёл богословскую переписку с некоторыми знаменитыми современниками – Бернардом Клервоским (1090–1153 гг.) Вильгельмом из Мортани, Иоанном Севильским и др. Исследователи полагают, что в это время он совершил поездку в Италию, побывал в Луккском монастыре. Возможно также, что он посетил Рим: одно место в каталоге его сочинений содержит упоминание о том, что вторую часть трактата «De sacramentis» Гуго Сен-Викторский составил «в Римской курии по повелению папы Иннокентия» (имеется в виду папа Иннокентий II; 1130–1143 гг.). В 1139 г. Гуго Сен-Викторский присутствовал в Мориньи при назначении нового аббата. О его смерти известно из сообщения Осберта, начальника лечебницы Сен-Викторского аббатства, а позже аббата монастыря Нотр-Дам в Нормандии, который в последний раз причастил Гуго Сен-Викторского и оставил рассказ о его кончине. Очень скоро Гуго Сен-Викторского стали почитать как святого, особенно в Сен-Викторском аббатстве, несмотря на отсутствие официальной канонизации; ему приписывали чудотворения, к его мощам стекались паломники. За свои энциклопедические познания, обширную эрудицию и богословскую образованность Гуго Сен-Викторский получил почётный титул «второй Августин». Имеется несколько полных перечней его сочинений, важнейшие из которых – два опубликованных Б. Орео в 1851 г. по рукописи XIV в. из Сен-Викторского аббатства, а также «Перечень всех сочинений учителя Гуго Сен-Викторского», опубликованный Ж. де Геллинком в 1910 г. по Оксфордской рукописи XV в., в которой приводятся названия сочинений, изданных аббатом Гилдуином в четырёх томах через десять лет после смерти Гуго Сен-Викторского. В печатных изданиях сочинений (начиная с первого) подлинные произведения смешивались с сомнительными и подложными. В XIX в. большую работу по выяснению подлинности сочинений Гуго Сен-Викторского проделали Б. Орео и аббат Ф. Гугонен, в XX в. – Ф. Верне, Р. Барон, О. Лоттен и Д. ван ден Эйнде. В XX в. вышло немало новых изданий отдельных работ Гуго Сен-Викторского, однако критического издания полного собрания его сочинений не издано (оно готовится в настоящее время под руководством Р. Берндта в Институте Гуго Сен-Викторского при Философско-богословской высшей школе св. Георга во Франкфурте-на-Майне).

 



 
PR-CY.ru