ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 10

Первые суть необходимые истины (necessaria), вторые – вероятные (probabilia), третьи – удивительные (mirabilia), четвёртые – невероятные (incredibilia). Для постижения первых и последних из них веры не требуется, поскольку те истины, которые происходят от разума, совершенно известны, значит, в них нельзя верить, но можно лишь знать их; тогда как те истины, которые противоречат разуму, попросту не имеют никакого смысла. Напротив, в случае с истинами, которые согласны с разумом и являются предметом мирского, или естественного, богословия, вера получает помощь от разума, а разум достигает совершенства с помощью веры; даже если разум не может сразу постичь эти истины, он не противоречит вере в них. Что же касается тех истин, которые превосходят разум, то поскольку они сообщаются посредством Божественного откровения и являются предметом Божественного богословия, вера не получает здесь никакой помощи от разума – ведь разум не постигает самостоятельно того, во что верует вера, однако сила веры побуждает его относиться к этому с подобающим почтением. Причём разуму не следует как-либо воздействовать на эти истины, произвольно перерабатывая их, но надлежит сдерживать себя, чтобы не вступить с ними в противоборство. При этом Гуго Сен-Викторский предоставляет разуму весьма широкие права в исследовании истин не только согласных с разумом (например, существование Бога), но и превосходящих разум (например, догмат о Троице). Вместе с тем он отмечает, что самого по себе познания истин веры посредством разума недостаточно, поскольку здесь разум не может сам найти «дорогу истины», если не подчинится авторитету Священного Писания и не будет просвещён словом Божьим. По мысли Гуго Сен-Викторского, залогом возможности познания Бога человеком является то, что человеческий разум создан по образу и подобию Божию, а значит, может познавать подобное себе. Вместе с тем Бог намеренно ограничил для человека возможность познавать Его, так что никогда невозможно полностью познать, что́ Бог есть по Своей сущности (quid est), однако при этом невозможно и оставаться в совершенном неведении о Его бытии. В своих доказательствах бытия Божия Гуго Сен-Викторский вслед за Августином Блаженным опирается на внутренний опыт самопознания: разумная душа знает о собственном существовании и не может сомневаться в этом; но она также знает о том, что существует не всегда и начинает существовать с какого-то определённого времени. Значит, она никак не могла сама себе дать начало существования, и есть кто-то другой, кто всегда существовал и наделил существованием как её, так и всё остальное, а это и есть Бог. В Боге как простом и первичном Существе существование тождественно сущности. Говоря о божественной сущности (substantia), или природе (natura), Гуго Сен-Викторский особенно подчёркивает её совершенную простоту и единство: «Божественной природе, для которой едино и просто всё, что она есть, поистине свойственно быть единой». В этом единстве растворяются все различия, в том числе и различие между сущностью и атрибутами сущности: «Для Бога иметь есть то же самое, что и быть (habere idem est quod esse); и всё, что есть в Боге, не может быть ничем иным, кроме Бога». Однако он рассматривает отдельно такие важнейшие Божественные атрибуты, как могущество, премудрость и воля (или благость как свойство воли), которые сказываются о Боге согласно сущности (substantialiter).

 



 
PR-CY.ru