ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 7

Сочинение многими исследователями признаётся аутентичным; даже если это действительно так, всё же отмечается, что оно восходит к Гуго Сен-Викторскому не целиком, но подверглось редакции какого-либо его ученика, находившегося также под иным влиянием. В рукописях XIII в. приписывалось Гуго Сен-Викторскому «Expositio in Regulam S. Augustini» («Толкование “Правила” св. Августина»), но в некоторых рукописях XIV в. появляется под именем Литберта, аббата монастыря Сен-Рюф (в данном трактате на основе монашеского “Правила” Августина Блаженного излагаются принципы надлежащего устроения монашеской жизни). Гуго Сен-Викторскому приписывается ряд не принадлежащих ему сочинений; некоторые из них несомненно испытали сильное влияние его мысли и оказали влияние на последующую западную философско-богословскую традицию. Среди них: «Summa sententiarum» («Собрание сентенций») – всеобъемлющий систематический трактат по догматическому богословию. Большое сходство прослеживается между «Summa sententiarum» и трактатом Гуго Сен-Викторского «De sacramentis christianae fidei», первый из которых более краток и, по всей вероятности, зависит от последнего, хотя исследователи не исключают и обратное. «Summa sententiarum» состоит из семи трактатов: о Боге, о творении и состоянии ангельской природы, о творении и состоянии человеческой природы, о таинствах в целом и о Божественных заповедях, о таинстве крещения, о таинстве миропомазания (конфирмации), евхаристии и елеосвящения (последнего помазания), о таинстве брака. В качестве наиболее вероятного автора трактата исследователи называют Оттона, епископа Луккского, который использовал «De sacramentis» и другие сочинения Гуго Сен-Викторского для составления «Summa sententiarum», хотя авторство Гуго Сен-Викторского  исключить полностью исследователи не могут. Несколько сочинений, приписывавшихся ранее Гуго Сен-Викторскому, принадлежат Рихарду Сен-Викторскому: «Allegoriae in Vetus Testamentum» («Аллегории на Ветхий Завет»), другое название – «Posteriorum excerptionum libri XIII» («13 книг вторых извлечений»); «Allegoriae in Novum Testamentum» («Аллегории на Новый Завет»); «Excerptionum priorum libri X» («Десять книг первых извлечений»); «Sermones centum» («Сто проповедей»). В число неподлинных сочинений также входят: небольшой сборник, составленный неизвестным автором из фрагментов подлинных сочинений Гуго Сен-Викторского, Августина Блаженного и Алкуина (730/735 – 894 гг.), – «De modo dicendi et meditandi» («О способе высказывания и созерцания»); «Speculum de mysteriis Ecclesiae» («Зерцало о таинствах Церкви») – трактат о церкви, богослужении и церковнослужителях, в котором заметно влияние двух подлинных сочинений Гуго Сен-Викторского, – «Sententiae de divinitate» и «Didascalicon». К нему примыкает ещё один трактат сходной тематики, принадлежащий, по мнению исследователей, Роберту Малому, – «De caeremoniis ecclesiasticis» («О церковных священнодействиях»). Гуго Сен-Викторскому приписывается также ряд мистико-созерцательных сочинений: «De canone mystici libaminis» («О каноне таинственной Жертвы») – духовные размышления о смысле Божественной литургии, принадлежащие, по мнению исследователей, Иоанну Корнуоллскому.

 



 
PR-CY.ru