ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 8

Кроме того, два трактата, принадлежащих, по-видимому, другому Гуго – Гуго из Фолието (современный Фуйуа, Франция); «De claustro animae» («О заключении души»); трактат в четырёх книгах о внешнем и внутреннем устроении монашеской жизни; «De medicina animae» («О врачевании души»); трактат, в котором предлагается врачевание недугов души в сравнении с телесными недугами. Существует несколько приписываемых Гуго Сен-Викторскому сочинений разной тематики, авторство которых пока не установлено: «De anima et ejus ad sui et ad Dei cognitionem et ad veram pietatem institutione» («О душе и её наставлении к познанию самой себя и Бога и к истинному благочестию») – сборник, составленный из текстов Августина Блаженного, Бернарда Клервоского и других богословов-мистиков; «Tractatus de Trinitate et de reparatione hominis» («Трактат о Троице и о восстановлении человека»); «Diffinitiones magistri Hugonis» («Определения учителя Гуго») – различные определения, заимствованные из подлинных сочинений Гуго Сен-Викторского; «De ponderibus et mensuribus» («О весах и мерах») – воспроизведение части трактата Исидора Севильского «Origines» с авторскими комментариями. Под именем Гуго Сен-Викторского также опубликован ряд нравственных сочинений: «De fructibus carnis et spiritus» («О плодах плоти и духа»); «De virtutibus et vitiis» («О добродетелях и пороках»); «Scala caeli» («Небесная лествица»); «De nuptiis» «(О браке»); «De libero arbitrio» («О свободном выборе»); трактат сохранился в четырёх рукописях, не издан. Гуго Сен-Викторскому приписывается также один средневековый бестиарий – «De bestiis et aliis rebus» («О животных и других предметах»). Полнота охвата в сочинениях Гуго Сен-Викторского философских и особенно богословских проблем, очевидная уже из одного перечня его сочинений, была по достоинству оценена его современниками: на него часто ссылались и к его авторитету прибегали по целому ряду затруднительных вопросов. В европейской науке начала XIX в., напротив, господствовала тенденция рассматривать его теологическое учение как вторичное и потому малоинтересное. Считалось, что его повышенная склонность к мистицизму и символизму, равно как и неоспоримый приоритет, отдаваемый им в познании вере, лишь затормозили развитие философии и теологии. Однако постепенно данная оценка сменилась более взвешенной. В частности, уже в конце XIX в. Адольф фон Гарнак (1851–1930 гг.) признавал Гуго Сен-Викторского «наиболее влиятельным теологом XII столетия». Внимание к содержанию философско-богословских построений Гуго Сен-Викторского не ослабевает и среди современных исследователей его творчества, признающих его «богословом высочайшего класса», которые особо отмечают уникальные личные качества богослова, позволившие ему органично сочетать в своём учении внимание к чёткости и определённости философских принципов с высоким спекулятивным богословием и глубоким мистицизмом. Стремление к систематизации и классификации сочетается у него с подлинным и искренним религиозным чувством. В своих сочинениях Гуго Сен-Викторский «пытался собрать самое существенное из священных и светских наук для того, чтобы обратить их к созерцанию Бога и к любви». Изучение светских наук (т.е. Artes liberales: тривиума и квадривиума), доступных человеческому разуму благодаря чтению и размышлению,

 



 
PR-CY.ru