ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 3

Самое раннее сочинение Гуго Сен-Викторского «Eruditio didascalica» или «Didascalicon» («Назидательное обучение»; в 6 кн.) содержит наставление о порядке изучения светских наук (семь «свободных искусств») и божественных наук (Священного Писания), а также о соотношении философии и богословия, знания и мудрости, о методе и порядке чтения Священного Писания. Среди религиозно-назидательных сочинений исследователи называют небольшой отрывок из трактата, посвящённого проблеме универсалий, «De tribus rerum subsistentiis» («О трёх способах существования вещей); «Epitome Dindimi in philosophiam» («Сокращённое (введение) Диндима в философию; до 1125 г.); написан в форме диалога Диндима (самого Гуго Сен-Викторского) и Сосфена (ученика). К религиозно-назидательным исследователи относят также «De grammatica» («О грамматике»; до 1125 г), «Practica geometriae» («Практический курс геометрии»; до 1125 г.), «De unione corporis et spiritus» («О единении тела и духа»), которое представляет собой основанное на Евангелии от Иоанна (3:6) краткое философско-богословское рассуждение о различии духа и тела, их свойствах и способностях. К теологическим сочинениям исследователи относят «De tribus diebus» («О трех днях»; около 1130 г.); ранее в качестве седьмой книги публиковалось в составе «Didascalicon»; рассматриваются различные способы познания Бога через творение и предлагается учение о трёх «днях», символизирующих стадии духовной жизни человека, озаряемой божественным Светом. Главное догматическое сочинение Гуго Сен-Викторского – «De sacramentis christianae fidei» («О таинствах христианской веры»; в 2 кн., после 1133 г.), основной задачей которого является систематическое и обстоятельное изложение «таинств веры», т.е. основных христианских догматов, а также церковных таинств и обрядов. Трактат является настоящей «суммой теологии», поскольку в нём автор предлагает «как бы некое краткое обобщение всего» (quasi brevem quamdam summam omnium), рассматривая поочередно устройство видимой вселенной, события библейской истории, факты человеческого духовного опыта, теоретические положения спекулятивного богословия, практические церковные законоположения и открывая во всём этом внутреннее освящающее действие Промысла Божия, с наибольшей силой проявившегося в тайне Боговоплощения. На важность этой идеи для Гуго Сен-Викторского указывает само строение трактата: в первой книге догматические истины излагаются по порядку от начала сотворения мира до Боговоплощения, а во второй – от Боговоплощения до конца мира. После небольшой вводной части, посвящённой Священному Писанию, его структуре, содержанию и экзегетическим методам, последовательно рассматривается творение мира как проявление всемогущества, премудрости и воли Бога Творца, говорится о способах и границах познания Бога, о Божественном единстве и Троичности, о творении ангелов и человека и их грехопадении; о восстановлении человека в результате воплощения Бога Слова и Его крестной жертвы, об одном Лице и двух природах Христа, о церкви, церковных должностях и служениях, о церковных таинствах, наконец, об эсхатологии; в одной Туринской рукописи к первой книге трактата добавлены примечания, возможно, принадлежащие самому Гуго Сен-Викторскому.

 



 
PR-CY.ru