ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 6

К этому трактату тесно примыкает другое небольшое сочинение, посвящённое той же теме: «Quid vere diligendum sit» («О том, чтó действительно надлежит любить»). «Commentaria in Hierarchiam caelestem S. Dionysii Areopagitae» («Толкования на (трактат) св. Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии»; после 1137 г.) – подробное изъяснение одного из трактатов «Ареопагитик», известного Гуго Сен-Викторскому в переводе Иоанна Скота Эриугены; посвящено франкскому королю Людовику VII; состоит из десяти книг и имеет отчасти догматический, отчасти мистико-созерцательный характер. В первой книге затрагиваются вопросы различения мирского и божественного богословия и рассматриваются основные принципы и виды иерархии. Историко-географические произведения: «Chronica» («Хроника») – учебное пособие по всемирной истории, состоящее из нескольких хронологических таблиц, описаний исторически значимых мест, списков имён исторических деятелей и историков; охватывает время от сотворения мира до шестого года понтификата папы Гонория II (1124–1130 гг.) и 15-го года правления франкского короля Генриха V. «Хроника» целиком никогда не издавалась, однако большая часть её к настоящему времени издана в виде ряда фрагментов, из которых наиболее значимы: пролог, перечень пап и императоров, «Mappa mundi» («Карта мира»). Сохранилось около 12 писем Гуго Сен-Викторского, из них опубликовано три – два к Ранульфу из Мортани и одно к Иоанну Севильскому (впоследствии были опубликованы также его письма к Гвальтеру из Мортани, к луккским каноникам и к «рыцарям храма»). Ряд сочинений и фрагментов из сочинений Гуго Сен-Викторского собраны под рубрикой «Miscellanea» («Разное»). В данном собрании его подлинные тексты смешаны с сомнительными и подложными. Среди сочинений, подлинность которых подтверждена, исследователи выделяют фрагмент философского трактата «De ratione et sensualitate animae» («О разуме и чувственности души»); ряд богословских фрагментов, наиболее важными из которых являются: о благе, о покаянии, о смирении, о природе и видах огня, толкование на Быт. 12:1, «Adnotationes elucidatoriae in quosdam Psalmos David» «(Пояснительные заметки к некоторым псалмам Давида»), толкование на Ис. 7:15, толкование на Ис. 21:14, толкование на Лк. 2:42, толкование на Ин. 2:17, толкование на Ин. 5:22 и ряд других фрагментов. Существует ряд сочинений, в отношении которых авторство Гуго Сен-Викторского не доказано: «Apologia de Verbo incarnate» («Апология о воплощенном Слове»), «Adnotationes elucidatoriae in librum Judicum» («Пояснительные заметки к Книге Судей»), «De filia Jephthe» («О дочери Иеффая»), «Adnotatiuncula una in librum Ruth» («Заметка к Книге Руфь»), «Adnotatiunculae elucidatoriae in Threnos Ieremiae» («Пояснительные заметки на Плач Иеремии»), «Adnotatiunculae elucidatoriae in Joelem prophetam» («Пояснительные заметки к Книге пророка Иоиля»), «Expositio moralis in Abdiam» («Нравственное толкование на Книгу пророка Авдия»), «Expositio in Nahum» («Толкование на Книгу пророка Наума»), «Quaestiones et decisiones in Epistolas Pauli» («Вопросы и решения на Послания Павла»), «De contemplatione et ejus speciebus» («О созерцании и его видах»). Последнее сочинение весьма важное для последующей истории христианской мистики на Западе; в нём встречается множество мыслей, характерных именно для Гуго Сен-Викторского.

 



 
PR-CY.ru