ГЕНОН Рене - Страница 5

Таким образом, Бесконечность и Возможность, по сути, не отличаются друг от друга. Подобно тому, как единица предваряется нулём, сам принцип манифестированного Бытия, будучи (в отличие от Сущего, в определённом смысле «непроявленным») «коренится» в Не-Бытии, которое Генон называет «метафизическим Нолём». Сущее равнозначно проявлению, тогда как чистое Бытие представляет собой лишь его принцип. Этот принцип проявления (или Единое) в совокупности с высшими состояниями уже проявленного Сущего, может быть соотнесён с Богом теистических религий (Ишвара). Единое, или Сагуна Брахман (т.е. обладающий свойствами), отличается от бескачественного Высшего Принципа (Ниргуна Брахмана), но только в иллюзии, т.е. с «нашей» точки зрения. Это – Апара Брахман (т.е. «не-высший» Брахман), но он не является чем-то реально отдельным от Высшего Брахмана (Парабрахмана). К этой Божественной Личности может быть отнесена известная формула Сат-чит-ананда, неким аналогом которой является и христианская Троица. В Едином присутствуют как бы два «полюса» – Сущность (Пуруша) и Субстанция (Пракрити), первоматерия, изначально содержащая три гуны, которые сами по себе также находятся за пределами проявления. Субстанция и Сущность («Эссенция») – это потенция и её актуализация, отражение (на своём уровне) Универсальной Возможности и Актуальной Бесконечности как двух «аспектов» Высшего Принципа. Если Единое – это первичное определение Не-Бытия, уровень чистого Бытия, которому соответствует минимум определённости, то Сущность и Субстанция – изначальная дуальность (но реальная лишь по отношению к проявленному Сущему), предваряющая множественность. Рене Генон отвергает не только дуализм, когда Эссенция и Субстанция рассматриваются в качестве непримиримых противоположностей («дух-материя»), но и абстрактный монизм, когда одно начало сводится к другому, поглощаясь им. Доктрина недвойственности (или адвайта) объединяет Пурушу и Пракрити как две дополнительные стороны Первопринципа в его отношении к проявлению. В непроявленном виде гуны Пракрити пребывают в недифференцированном равновесии, представляя собой «фундаментальные тенденции», предшествующие всякой манифестации. Генон так суммарно говорит о Высшем Принципе, или «Самости», а также о состояниях его манифестации: «”Самость”… есть трансцендентный и постоянный первопринцип; проявленное же существо, например, человек, является лишь его временной и случайной модификацией, которая к тому же никоим образом не затрагивает сам первопринцип. Неизменный по своей собственной природе, он развёртывает свои возможности в нескончаемом множестве всех модальностей реализации, или различных состояний целокупного сущего, причём каждое имеет свои ограничительные и определяющие условия существования; и лишь одно из них составляет часть (или, скорее, частную обусловленность) того сущего, коим является «Я», или человеческая индивидуальность. Впрочем, это развитие, по сути, предстаёт таковым лишь постольку, поскольку его рассматривают в аспекте проявления, вне которого всё непременно пребывает в совершенной одновременности, в «вечном настоящем»; вот почему постоянная актуальность “Самости” этим развитием не затрагивается. “Самость”, таким образом, – это первопринцип, благодаря которому существуют (каждое в своей области или на своём уровне) все состояния сущего. Это распространяется не только на проявленные индивидуальные сущие – такие как состояние человека или надиндивидуальные состояния, т.е., другими словами, оформленные и неоформленные, но также (хотя слово “существовать” звучит в данном случае неуместно) на непроявленные состояния, которые включают и все возможности, по своей природе не способные ни к какому проявлению, и в то же время – сами возможности первичного проявления; но эта “Самость” бытийствует лишь сама для себя: в целокупном и неделимом единстве её собственной внутренней сущности нет и не может быть никакого первопринципа, внешнего по отношению к ней» (Рене Генон. «Символика креста», глава I. Перевод Татьяны Михайловны Фадеевой).

 



 
PR-CY.ru