ГЕНОН Рене - Страница 9

Это могло бы помочь с наименьшими потерями пройти неизбежный и катастрофический момент конца одного цикла и начала нового. Генон указывает на закономерность современного этапа существования мира: «И теперь возникает вопрос: каков смысл существования такого периода, как тот, в каком мы живём? Действительно, как ни были бы ненормальны настоящие условия, рассматриваемые сами по себе, они, тем не менее, должны входить в общий порядок вещей, в тот порядок, который, согласно дальневосточной формуле, есть сумма всех беспорядков; эта эпоха, как ни была бы она тягостна и полна смуты, также должна, как и всякая другая, найти своё, ей предназначенное место в ансамбле развития человечества, и сам факт, что её предвидели традиционные учения, является достаточным на это указанием. …Добавим, не углубляясь в это, что как и при всяком изменении состояния, переход от одного цикла к другому может совершаться только в темноте…» (Рене Генон. «Кризис современного мира», глава 1. Перевод Татьяны Борисовны Любимовой). Антропология Рене Генона основывается на тезисе об аналогии и, в конечном счёте, тождестве микрокосма (человека) и макрокосма (мира). В нашем «мире» (или состоянии проявления) человек, согласно Генону, занимает центральное положение. Однако манифестации в целом человеческое существо тождественно только в своём высшем состоянии «Универсального Человека», по отношению к которому индивидуальный человек есть лишь частный модус его проявления. Четыре состояния Атмана (Высшей «Самости») – бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и необусловленное – в сущности, то же, что и три ступени проявления (телесная, тонкая, духовная) и сам Брахман (Высший Принцип). Необусловленный Атман в человеке – это Высшая «Самость» (Будхи) – сверхиндивидуальный, сверхрациональный интеллект, соответствующий неоформленному проявлению, манас (ментальность) – психическое и, одновременно, рациональное начало, связанное с тонким проявлением (с которым также связана аханкара – чувство индивидуального «Я»). Именно манас (ментальный элемент) определяет индивидуальное состояние как человеческое. Рене Генон отмечает, что манас в человеке занимает то же «среднее» положение, что сам человек занимает в Космосе. Пять видов восприятия соответствуют пяти элементам телесного проявления: слух – эфиру, осязание – воздуху, зрение – огню, вкус – воде, обоняние – земле. Соответствием звукового восприятия эфиру («акаше», «квинтэссенции») объясняется первенство звука (шабда) среди остальных качеств в традиционных доктринах индуизма. Генон настаивает на «трёхсоставности» человека (дух, душа, тело), подчёркивая, что дуализм «душа (или дух)-тело» является искажением традиционных учений, усилившимся со времён Рене Декарта (1596–1650 гг.). Человеческий индивидуум, как и всякое индивидуальное существо в любом состоянии проявления, конституируется взаимодействием его собственной сверхиндивидуальной сущностной природы и «кристаллизуемого» ею ансамбля тонких и телесных элементов внешней космической среды, что символизируется сочетанием вертикального и горизонтального направлений, «внутреннего» и «внешнего». Согласно Генону, все условия и события существования человека в определённом смысле детерминированы именно его внутренней природой. В каждом человеческом существе есть «ядро бессмертия» (в каббалистической традиции – луз (или «семя»), в индуистской традиции – пинда, или тонкий эмбрион, находящийся в Мировом Яйце). Генон прослеживает аналогию различных символических описаний строения тонкого плана индивидуума, таких, как чакры в индуизме или сефирот (применительно к человеку) в каббале, отмечая, например, соответствие трёх энергетических каналов (нади) и трёх «столпов» сефиротического Древа.

 



 
PR-CY.ru