ГЕНОН Рене - Страница 8

Временной символизм циклов в данном случае представляет низшие и высшие состояния Сущего, в другом аспекте воплощённые в образах асуров и дэвов. Циклы проявления, Кальпы (Эоны) – лишь изображение этих состояний в форме темпоральной последовательности. Основой историософии Рене Генона является положение о закономерно нисходящем, деградирующем движении мирового процесса от первоначального «Земного Рая» к окончательной катастрофе, которая, однако, станет моментом «переворачивания полюсов» и началом нового цикла. По мнению Генона, райское состояние духа сменилось через череду парциальных периодов подъёма и упадка – «мерзостью запустения». Актуальный цикл (Манвантара) состоит из четырёх периодов. Сейчас мы находимся в продвинутой стадии последнего из них (Кали-Юги), где соотношение длительностей составляет 4:3:2:1. Генон не стремится точно обозначить длительность этих периодов, лишь предполагая, например, что Кали-Юга может занимать около шести с половиной тысяч лет. В западной традиции четырём Югам соответствуют «золотой», «серебряный», «медный» и «железный» Века. Весь ход этого процесса сопровождается постоянным ускорением течения времени, с чем и соотносится сокращение продолжительности периодов цикла. Происходит последовательное ослабление качественного (сущностного) и нарастание количественного (субстанциального). Рене Генон резко отрицает все идеи прогресса и эволюционизма, считая, что заключительный этап Кали-Юги начался, возможно, в VI в. до н.э. Это – важная граница, отмечающая конец многих традиционных цивилизаций, ставших отныне для историков малопонятными, и возникновение таких новых и «профанных» форм мышления, как, например, философия. Нынешний мир – это «Царство Количества». Он уже прошёл фазу наибольшего отвердения, материализации, соответствующую господству материалистических учений, и подвергается усиливающемуся воздействию демонических сил, связанных, согласно Генону, с некоторыми низшими областями тонкоформального (или промежуточного) психического мира, при том, что духовный мир для демонических сил недосягаем. Таким образом, Рене Генон различает два «этапа антитрадиционного действия» – конструирование «отвердевшего» мира, непроницаемого для высших влияний, и, затем, растворение, распыление этого мира в неразличимости «чистого количества». Растёт хаос, смешение, в том числе и социальное, которое привело к утрате традиционной и законной системы варн, которые были «естественными классами», а не насильственным установлением. Человек может быть вне варн двумя способами – «над» варнами (ативарна) и «ниже» их (аварна), и в современном мире реализуется именно последний способ. На последнем этапе Кали-Юги всё активнее проявляет себя сознательное противодействие Традиции и духовности, имеющее форму «контринициации». Цикл закончится временным торжеством Антихриста с последующим восстановлением изначального, должного порядка вещей. По мнению Генона, прогрессирующее отклонение Запада от Традиции началось примерно в XIV в., после разгрома Ордена тамплиеров. Светская, мирская власть последовательно отказывалась от источника своей законности, дающего ей «высшую санкцию» как бы от имени Принципа, – от авторитета духовной власти (представленной в средневековой Европе институтом папства). Параллельно происходил отказ от ориентации на метафизические, сверхчеловеческие принципы, получивший выражение, например, в ренессансном «гуманизме». Восток, сохраняя пока значительную приверженность Традиции, с течением времени также подвергается всё большему действию антитрадиционного духа. Выходом из того состояния, которое Генон называл «кризисом современного мира», может послужить формирование на Западе настоящей элиты, способной к восприятию метафизических принципов и к пониманию их первичности по отношению к любой профанной активности.

 



 
PR-CY.ru