ГЕНОН Рене - Страница 6

Проявление (или манифестация) есть результат взаимодействия Сущности (активного, «мужского») и Субстанции (пассивного, «женского»), «между» которыми и возникает Универсальная Экзистенция. Этот процесс символически изображается Рене Геноном как упорядочение, высветление тёмного хаоса потенциальных возможностей, скрытых в Субстанции, «недействующим» действием первоначальной волны световой вибрации («Да будет Свет»). Разворачивание манифестации происходит в порядке следования трёх гун Пракрити – в последовательности тамас-раджас-саттва. Если «со стороны» Высшего Принципа проявление характеризуется как случайное, как не имеющая размеров «точка» в океане Бесконечности, то «внутри себя» оно строго иерархизировано и подчиняется плану «Великого Архитектора Вселенной». Иерархический уровень в Универсальной Экзистенции он называет «состоянием» (вертикальное измерение), а конкретную, частную область этого уровня – «модальностью» (горизонтальное измерение). Универсальная Манифестация включает в себя множество частных «миров», т.е. состояний проявления. Универсальная Субстанция (или materia prima) выступает как основа, «корень» всеобщего проявления в целом, в каждом из проявленных «миров» в отдельности её роль играет materia secunda, субстанция данного уровня манифестации. Ось Мира (или сутратма, «нить Духа») связывает все состояния Экзистенции (в этом состоит главный смысл «полярного» символизма). Манифестация образована тремя ступенями проявленности – неоформленной, или сверхформальной (сверхиндивидуальной), тонкоформальной и грубоформальной (телесной). Лишь последние две характеризуются наличием формы (в терминах веданты рупа), что для Генона близко понятию «индивидуальность». Во всём индивидуально проявленном присутствуют две стороны, сущностная и субстанциальная (в индийских концепциях нама-рупа, т.е. «имя-форма»). В западной (аристотелевской терминологии), напротив, «форма» – это аналог Сущности, соотносимой с нама, в то время как рупа индуизма – скорее, чувственно воспринимаемый «вид», «фигура», что находится на стороне «материи». Поэтому неоформленные состояния Генон называет «сверхчувственными». Тонкое и грубое проявление, будучи разными ступенями Универсальной Манифестации, по отношению к неоформленному проявлению (т.е. к высшим состояниям Бытия) находятся как бы на одном «горизонтальном уровне». В данном аспекте тонкая манифестация является «горизонтальным расширением» грубой, телесной модальности. Таким образом, наш «мир» (в широком смысле) образован не только телесными, но и «нетелесными», тонкоформальными возможностями. Три ступени проявления уподобляются, соответственно, «Мировому Духу», «Мировой Душе» и «Телу Мира». Для Генона «Дух» (в узком смысле), или чистый интеллект (Буддхи, Логос), не противостоит материи («картезианский дуализм»), а является как бы отражением Принципа в зеркале Субстанции (первоматерии). Ступень тонкого проявления («Душа») обладает двойственным характером – чертами «субстанциальности», пассивности по отношению к неоформленным состояниям («Духу») и «сущностными», активными свойствами по отношению к телесному проявлению. В каббалистической традиции Принцип и три ступени его проявления обозначены как «четыре мира» (олам) – ацилут, брия, йецира и асия. Сверхформальные состояния Генон иногда называет, согласно терминологии схоластов, «ангелическими», в индуистских учениях их символизируют дэвы (божества). Тонкое проявление представляется в образе «золотого зародыша» (Хираньягарбха), или Мирового Яйца, поскольку тонкоформальная манифестация является неким прототипом для грубоформальной (телесной).

 



 
PR-CY.ru