ГЕНОН Рене - Страница 7

Мировое Яйцо (или Брахманда) – это выражение самого принципа проявления в конкретном мире формальной манифестации, оно содержит в качестве «эмбрионов» всё, что должно проявиться в течение цикла. Существует пять элементов телесного проявления (махабхуты): земля, вода, огонь, воздух и их общее начало – эфир (акаша). Им предшествуют тонкие умопостигаемые первоэлементы – танматры. Генон указывает на абсурдность атомистической теории и на невозможность существования «пустоты» в проявленном мире (за «пустоту» принимают эфир как начало телесного проявления). Универсальная Манифестация в своей целостности символизируется «Универсальным Человеком» (Инсан-аль-Камиль исламского эзотеризма, Адам Кадмон каббалистической традиции), что одновременно является и высшим состоянием человеческого существа. Пространство существует только в мире телесного проявления, время определённым способом может существовать и в мире тонкого проявления, однако в целом время – это лишь образ логической и онтологической связи причин и следствий в виде последовательности событий, и на высших уровнях Бытия всё пребывает в одновременности. Чем выше состояние в Универсальной Манифестации, тем больше его характеризуют качества (атрибут Сущности), чем ниже – тем больше чисто количественных (количество связано с Субстанцией) характеристик. Вообще, Сущность для Генона ценностно важнее Субстанции, несмотря на их «равноправие», поскольку Сущность, условно говоря, располагается «со стороны» Высшего Принципа, а Субстанция – неинтеллегибельное начало «разделения и множественности». Всё «отрицательное» связано с Субстанцией, (конкретно, с гуной тамаса). При этом из суммы частных «беспорядков» слагается универсальная гармония мироздания. Генон использует образ Колеса Мира как символа проявления. Наибольшей полнотой реальности и ценностью обладает то, что ближе к неподвижной оси этого Колеса, символизирующей «недействующее» действие Принципа в мире. Точки окружности своей множественностью изображают субстанциальную сторону манифестации. Центр окружности Мирового Колеса – это сам Принцип в его сущностном аспекте аристотелевского «неподвижного перводвигателя». Проявление (манифестация) Высшего Принципа происходит циклически. Две фазы этой манифестации (сгущение и растворение) Генон уподобляет фазам дыхания или сердцебиения. «Расширение» Принципа определяет коагуляцию проявленного, а его «сжатие» – растворение проявленного (или пралайю) и возвращение к Принципу. Эти две тенденции (нисходящая и восходящая) действуют постоянно и одновременно, несмотря на то, что видимым образом, во «внешней» истории проявляется, скорее, первая из них, состоящая в последовательном удалении от Принципа. Самый большой цикл проявления (Кальпа) лишь символически описывается в форме временной протяжённости, поскольку характеризует данный уровень манифестации в целом, время же является одним из определяющих условий частной, ограниченной области этого уровня. Только меньшие, вторичные циклы (Манвантары) непосредственно «длятся» в мире телесного проявления. Кальпа, символизирующая всеобщее развитие мира (или состояния Универсальной Манифестации) включает в себя четырнадцать Манвантар, каждая из которых представлена первочеловеком и законоучителем Ману. Они образуют две «серии» – семь прошедших (в том числе и настоящая) и семь будущих. В индуистской традиции с ними соотносятся семь континентов (или «двипа»), проявляющихся дважды в течение Кальпы, по одному разу в прошедших и будущих Манвантарах. В традиции иудаизма прошлым Манвантарам соответствуют «семь царей Эдома». В исламском эзотеризме это табакат, или категории земного существования, из которых только одна воспринимается чувствами в каждый актуальный период, но скрыто присутствуют и остальные.

 



 
PR-CY.ru