ГЕНОН Рене - Страница 4

Традиция не является частью «соответствующей» ей религии (например, суфизм, или тасаввуф, – ислама), напротив, религия – законный экзотерический посредник между эзотерической Традицией и профанным «миром». Исследователи отмечают, что согласно Генону, профанным может быть лишь угол взгляда на предмет, а не сам предмет. По сравнению с метафизической точкой зрения Традиции религиозная точка зрения является «не-высшей», ограниченной (но не профанной), поскольку рассматривает Абсолют как Бога, наделённого качествами, Бытие – только как проявленное, а человека – с позиции индивидуальной психологии. Строго говоря, религиями (в точном смысле) Рене Генон считает лишь «авраамические» религии (иудаизм, христианство, ислам), но в других традициях также существуют традиционные экзотерические учения-«посредники» (например, конфуцианство по отношению к метафизическому учению даосизма). Философия, будучи, как правило, лишь плодом рационального мышления, является целиком профанной системой взглядов, опирающейся на «мнение». Несмотря на это, Генон иногда находит соответствия традиционной доктрине у некоторых философов (Платон, Аристотель, схоласты, Лейбниц), однако, чем ближе к нашему времени, тем больше отклоняются философские построения от первоначальной истины. Современная наука (в отличие от «традиционных наук») также имеет профанный характер. В качестве одного из примеров искажённого восприятия даже тех понятий, которые встречаются в традиционных учениях, Генон приводит современное употребление термина «материя», не имеющее ничего общего с его традиционным использованием для обозначения неразличимого «принципа возможности», но отнюдь не «физической» среды, обладающей конкретными свойствами. Обращаясь к понятиям и символам всех частных традиций, он особое внимание уделяет веданте, как наиболее авторитетной и разработанной доктрине метафизики, где Высший Принцип (Брахман) тождествен Высшей «Самости», или «Личности» (т.е. Атману). Существование множества индивидуальных «Я» (а равно и количественной множественности вообще) обладает ограниченной степенью реальности и вызвано условиями низших уровней манифестации Атмана как общей и единой основы для всего проявленного. Подлинно реален только Принцип. В сущности, все состояния его манифестации иллюзорны, однако иллюзорность не означает полной «нереальности». Всё существующее имеет определённую степень реальности в силу и по мере своей причастности Принципу, который допускает лишь «отрицательные» высказывания в терминах апофатического богословия («невидимый», «недейственный», «непостижимый», «неопределимый», «немыслимый», «неописуемый»). Его главная характеристика, суммирующая все остальные, – Бесконечность, которая не соизмерима ни с чем, в том числе и со множеством частных «неограниченностей», которые не ограничены лишь в каком-либо одном отношении, или «неисчислимостей» (например, числового ряда). О Высшем Принципе нельзя даже сказать, что он един, говорят, что он «недвойствен» (адвайта). В других частных традициях Высший Принцип именуется Дао (дальневосточная традиция), Эйн Соф (каббала). Одним из аспектов (в условном смысле) Бесконечности является Универсальная Возможность, выражающая «пластическую способность» Высшего Принципа к проявлению, тождественную его Всемогуществу (Генон соотносит её с понятиями Шакти и Майя). Универсальную Возможность составляют две взаимодополнительные области – непроявленное и проявленное (или Не-Бытие и Бытие), точнее, Сущее (Экзистенция). При этом Не-Бытие – это не «ничто», не «чистое небытие», а совокупность возможностей, не осуществлённых в проявленном Бытии, но не менее реальных, поскольку они всегда содержатся в Бесконечности. Некоторые из этих возможностей могут быть проявлены, другие принципиально непроявляемы (так называемые «возможности непроявления»), однако существование «невозможности» (в полном смысле слова) логически противоречиво.

 



 
PR-CY.ru