ГЕЙНЕ Христиан Иоганн Генрих - Страница 6

Стиль Гейне в «Путевых картинах» – характерное художественное оформление стремлений нового бюргерства, которое к этому времени постепенно врастает в юнкерско-бюрократическую структуру Германии, разрушая во всех областях феодальной идеологии (философии, истории, богословия и т.п.) старые понятия, не исключая и художественной литературы (романтизм). Стиль путевых впечатлений Гейне (ранний реализм), который преодолевал традиции романтизма, стал господствующим в 1830 и 1840 гг. («Молодая Германия»). В 1827 Гейне предпринял краткосрочную поездку в Англию, которая не оказала большого влияния на его творчество. Исследователи отмечают углубление социальной критики в последней части – «Английских фрагментах». Гейне, почти всю книгу посвятивший разоблачению феодально-монархического строя, здесь, хотя пока мимоходом, привлекает внимание к новому конфликту, вызревающему в недрах английского буржуазного общества: конфликту между трудом и капиталом. После неудач с получением профессуры в Мюнхене и с редактированием политической газеты, он возвращается в Гамбург. Известия об июльской революции, эти «солнечные лучи, завёрнутые в бумагу», застали его на Гельголанде. Они зажгли в его душе «самый дикий пожар», и он, уставший от постоянной цензуры, в 1831 г. уехал в Париж. Там он получил возможность познакомиться с тем, чего не знал в Германии: с развитой буржуазией и промышленным, сознательным пролетариатом. Следя за борьбой финансовой олигархии Луи-Филиппа с рабочим классом, поэт скоро убедился, что не идеи, а интересы правят миром. Там же он ближе узнал социализм сен-симонистов, прудонистов и др.; посещал их собрания, дружил с Анфантеном, Шевалье, Леру и другими социалистами. Но скоро убеждается и в отрицательных сторонах утопического социализма – в его полной беспомощности в разрешении социальных вопросов. Когда Гейне встречал рабочих на улицах Парижа, то ему слышался «тихий плач бедноты», а иногда и что-то похожее на «звук оттачиваемого ножа». И ему уже мерещится победа коммунистов, разбивающих весь старый мир, «ибо коммунизм владеет языком, понятным всем народам, – элементы этого мирового языка так же просты, как голод, ненависть или смерть». Свои наблюдения над жизнью во Франции Гейне излагал в корреспонденциях в аугсбургскую «Всеобщую газету», и когда австрийский дипломат Клеменс фон Меттерних (1773–1859 гг.), втайне наслаждавшийся произведениями Гейне, добился запрещения этих корреспонденций, Гейне издал их как «Французские дела» (1833 г.), снабдив резким предисловием. Это сочинение (наряду с «Гессенским вестником» Г. Бюхнера и Вейдига) представляет собой первый и классический образец политического памфлета в Германии. Из других работ Гейне этого периода выделяются те, в которых он поставил себе целью содействовать взаимному культурному сближению французов и немцев. Для французов он писал «К истории религии и философии в Германии» и «Романтическую школу», а для немцев (кроме книги «Французские дела») – статьи о французском искусстве, литературе, политическом движении, собранные впоследствии в четырёх томах под заглавием «Салон» (1834–1840 гг.). В произведениях этого периода Гейне поёт отходную романтизму, в то же время мастерски используя романтические формы (например, приём синкретизма ощущений во «Флорентийских ночах»). По мнению исследователей, с этого времени Гейне начинает более или менее твёрдо выражать идеологию революционной буржуазии. Притом он местами далеко выходит за пределы кругозора тогдашних идеологов этой буржуазии – немецких либералов, которые в 1830 гг. были самыми рьяными противниками гегелевской философии. И великая историческая заслуга Гейне в том, что он постоянно указывал на революционную сущность этой философии, которую Карл Маркс и Фридрих Энгельс признавали за поэтом: «Однако то, чего не примечали ни правительство, ни либералы, видел уже в 1833 г., по крайней мере, один человек; правда, он назывался Генрих Гейне».

 



 
PR-CY.ru