ГЕЙНЕ Христиан Иоганн Генрих

ГЕЙНЕ Христиан Иоганн Генрих (1797–1856 гг.) – знаменитый немецкий поэт, публицист и критик. Его творчество охватывает целую эпоху со всеми её противоречиями. Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. Многие композиторы создали музыкальные произведения на стихи Гейне: Франц Петер Шуберт (1797–1828 гг.), Роберт Шуман (1810–1856 гг.), Вильгельм Рихард Вагнер (1813–1883 гг.), Иоганн Брамс (1833–1897 гг.), Пётр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) и др. Родился Гейне в Дюссельдорфе в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764–1829 гг.), торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей – Шарлотта (1800–1899 гг.), Густав (1803–1886 гг.) и Максимилиан (1804–1879 гг.). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения, не покидавшая его всю жизнь. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра; 1770–1859 гг.). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование. Во время войны с французами молодой Гейне в течение короткого времени был заражён патриотизмом, который быстро остыл после победы реакции над Наполеоном, когда с приходом пруссаков в Рейнской провинции воцарились опять старые феодально-бюрократические порядки, уничтожившие также и провозглашённое Наполеоном равноправие евреев с другими национальностями. Эти политические события оставили яркий след в его духовном развитии и во всём его поэтическом творчестве. Ещё важнее то обстоятельство, что Рейнская провинция была самой передовой областью Германии в промышленном отношении, и Гейне имел, таким образом, возможность ещё в раннем детстве познакомиться с общественным явлением, которое впоследствии стало центральной осью всего его поэтического творчества, – с борьбой земельной аристократии, промышленной буржуазии и пролетариата. После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Потом его отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из него продолжателя родовой финансово-торговой традиции, но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 г. родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне (1767–1844 гг.), был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил его во главе маленькой компании. Но Генрих не смог там проработать и полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, он снова возвращается домой. За три года, проведённые у дяди Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, его дочь. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах, что особенно ярко проявилось в его «Книге песен». Его стихотворения этого периода и его письма, основным содержанием которых является его несчастная любовь к старшей дочери дяди-миллионера, проникнуты мрачным настроением и реминисценциями «романтики ужаса» (в них выступают характерные для позднего романтизма мотивы любви-смерти, двойника, зловещих снов и т.п.). Убедившись, что из Генриха купца не сделаешь, родители дали согласие на поступление сына в университет.

 



 
PR-CY.ru