ГЕЙНЕ Христиан Иоганн Генрих - Страница 8

С этого момента между этим мыслителем и поэтом завязалась дружба, не прекращавшаяся до самой смерти Гейне. Примечательно, что, познакомившись в 1843 г. в Париже, Гейне и Маркс не подозревали о своём родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике и литературе. Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Под непосредственным влиянием Маркса начинается самый плодотворный период творчества Гейне как политического поэта. Хотя он и не мог следовать за быстрым процессом «самопознавания» своего гениального друга, но частые встречи и дружеские собеседования в 1844 г., когда оба (по рассказам дочери Маркса) целыми часами, до глубокой ночи, проводили в горячих дискуссиях, дали и поэту более ясное представление о многих явлениях общественной жизни, освободили его от разных иллюзий. Маркс, прежде всего, дал Гейне совет оставить, наконец, вечное воспевание любви и поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом». По воспоминаниям Франциски Кугельман, очень часто, когда кто-нибудь проявлял излишнюю сентиментальность, Маркс цитировал четверостишие Гейне: «Раз барышня стояла Над морем в поздний час И горестно вздыхала, Что солнца луч погас». Он навещал поэта вплоть до последних его дней, и Ф. Кугельман сохранила для истории начало их последнего диалога: «Гейне как раз перестилали постель, когда вошёл Маркс; он был так болен, что к нему едва можно было прикасаться, сиделки поэтому несли его в кровать на простыне. Гейне, которого даже в этот момент не оставил его юмор, совсем слабым голосом приветствовал Маркса: “Видите, дорогой Маркс, дамы всё ещё носят меня на руках…”» Произведения Гейне 1844 г. – «Zeitgedichte» («Современные стихотворения»), составившие вместе с «Neuer Frühling» и «Verschiedene» сборник «Neue Gedichte» («Новые стихотворения»), впервые в немецкой литературе отражают в высокохудожественных формах революционное мировоззрение. На восстание силезских ткачей летом 1844 г. Гейне отзывается своим знаменитым стихотворением «Ткачи», где рабочие ткут могильный саван для монархической Германии (здесь в поэзии впервые выражено понимание роли рабочего класса как могильщика старого мира). Всю силу своего сарказма, всё мастерство своего бичующего остроумия Гейне изливает в многочисленных сатирических «Zeitgedichte», направленных против правительств Пруссии и Баварии, против многочисленных обскурантов старой Германии и против не менее многочисленных его личных недругов. Но самое ценное произведение, написанное под влиянием Маркса, – это поэма «Deutschland. Ein Wintermärchen» («Германия. Зимняя сказка», 1844 г.). В ней не только политическая лирика Гейне, но и немецкая политическая лирика XIX в. вообще достигли своего апогея. В этой поэме Гейне сумел сочетать блестящую сатиру на предмартовскую немецкую действительность с тонким лирическим чувством, мастерски используя старые романтические формы для нового содержания. «Зимняя сказка» является шедевром Гейне как величайшего немецкого лирика и политического публициста. И если раньше вопрос о монархии или республике казался ему неважным, то теперь он требует для монархов гильотины. В некоторых местах поэмы сквозит светлое, уверенное и радостное материалистическое мировоззрение, как оно сложилось под воздействием Маркса. Как высоко Гейне и Маркс понимали и ценили друг друга, видно из их переписки после высылки Маркса из Парижа в январе 1845 г. Вскоре после этого Гейне подружился и с Фердинандом Лассалем (1825–1864 гг.), хотя и ненадолго.

 



 
PR-CY.ru