ГЕЙНЕ Христиан Иоганн Генрих - Страница 4

В этом смысле ключевым исследователи считают 13-е стихотворение цикла «Возвращение на родину». На вопрос девушки, чего ему недостаёт, поэт отвечает: того, чего недостаёт многим на немецкой земле; если она назовёт самые тяжкие беды, она назовёт также и его беду. Развивая и обогащая в первых циклах структуру фольклорной песни и баллады, Гейне в цикле «Северное море» обращается к свободной форме стихотворения, сочетающего философские размышления с повествовательными элементами баллады и с патетической интонацией оды. Такие стихотворения, как «Буря» или «Слава морю», пафосом утверждения и боевым мажорным тоном отличаются от ранних циклов «Книги песен» и в целом выделяются на фоне романтической лирики 1820 гг. При этом патетика и гиперболизм не отменяют иронии – именно их сочетание придаёт неповторимые черты стихотворениям цикла. В «Книге песен» Гейне подвёл итог целому этапу развития немецкой романтической лирики, одному из самых плодотворных в её истории. «Книга песен» является одним из высших достижений немецкой романтической поэзии и, в то же время, её отрицанием. В ней ограблены все сады романтизма, но надо всем лежит печать мировой скорби, рассеянной, но не побеждённой смехом Мефистофеля. Написанная большей частью раньше этого времени, она отражает душевное состояние бюргерства после победы реакции и начала 1820 гг. Эта победа, которая привела к временному застою, поколебала уверенность бюргерства в своих силах, создала психологию неустойчивости, гамлетовские настроения. Эта неустойчивость, раздвоенность видна и в других произведениях Гейне. Поэт предаётся сентиментальным настроениям, но вдруг обдаёт и себя, и читателя холодным душем и разражается кощунственным смехом. Весной 1826 г. Гейне издаёт первый том своих «Путевых картин», которые вначале вызвали восторженный приём, а потом бурю негодования. В них поэт высмеивает узкие, реакционные, традиционные и вообще все отрицательные черты немецкой общественной жизни, намечает (наряду с резким осмеянием своих прежних националистических настроений) свой новый идеал свободной и гармонической индивидуальности. Старые романтические мотивы несчастной любви и воспоминания детства перебиваются апологией Наполеона, как воплощения Великой французской революции. В «Путевых картинах», в основном, намечены новые вехи немецкого бюргерства конца 1820 и начала 1830 гг. Книга публиковалась отдельными частями в 1826–1831 гг. Необычность её жанра заставляет вспомнить фрагмент Карла Вильгельма Фридриха фон Шлегеля (1772–1829 гг.) об универсальной романтической поэзии: «Только романтическая поэзия, подобно эпосу, может быть зеркалом всего окружающего мира, отражением эпохи». Гибкость и раскованность речи, эмоциональная напряжённость, мастерство пейзажных зарисовок, лиризм, пронизывающий эпическое повествование, – всё эти завоевания романтизма (от Вакенродера до Гофмана) Гейне воспринял органически. Разные части «Путевых картин» существенно отличаются друг от друга композицией, манерой повествования, соотношением лирико-романтического и публицистически-сатирического начал. Однако и здесь Гейне ещё далеко не свободен от романтических настроений. Как и в «Книге песен», в «Путевых картинах» представлен весь Гейне дофранцузского периода. Это – индивидуалист, живущий мгновением, разрушающий старую мораль, но не знающий, чем её заменить. Его идеология – выражение беспомощности немецкой буржуазии, находящейся в тисках реакции. Историческое развитие он понимает в смысле Гегеля как столкновение идей. Он – противник аристократии и церкви, но не трона и алтаря, а лишь их представителей; он ещё за монархию и за «эмансипацию королей» от плохих советчиков; за Наполеона и Великую французскую революцию.

 



 
PR-CY.ru