ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович - Страница 20

Русский народ, по словам Зосимы, хотя и отягощён, подобно другим народам, своим и мировым грехом, всё равно знает, что «где-то есть святой и высший, у того зато правда, тот знает правду, значит не умирает она на земле». И пока «русский инок» несёт в себе образ Христов и «чистоту Божией правды», пока сохраняется это «тысячелетнее орудие для нравственного перерождения от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию», до тех пор живёт и надежда на спасение человека, на изменение его отношений с другими через осознание онтологической вины и взаимное служение. «Всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали – сейчас был бы рай». Это откровение умирающего брата Маркела, усиленное затем «таинственным посетителем», Зосима вспоминает в критический момент своей жизни. Оно подвигает и Дмитрия Карамазова к внутреннему перевороту, определяя его стремление к всепрощению. Ещё одна важная особенность проповеди старца заключается в учении о «деятельной любви» к ближнему, опыт которой убеждает в бытии Бога и бессмертии души; любовью «всё покупается, всё спасается». Деятельную любовь или конкретное добро, не содержащее внутренней противоречивости, старец Зосима считает великой силой, способной неисповедимыми путями «на другом конце мира» отдаваться, ибо «всё связано со всем». Такая любовь свойственна Алёше Карамазову, ученику старца. «Идея неизбирательной, неисключительной любви, любви ко всем как к родным, которую при жизни проповедовал старец, выводит Алёшу из мрачного уединения и обособленности…, связывает Алешу с Алексием, человеком Божиим, героем не столько жития, сколько духовного стиха, в своё время чрезвычайно популярного и распространённого в многочисленных вариантах. Народная трактовка жития Алексия, человека Божия, согласно которой святой и является выразителем идеи неизбирательной любви, привлекла внимание Достоевского». В 1873 г. и с 1876 по 1881 гг. Ф.М. Достоевский выпускал «Дневник писателя». На его страницах вёл пристрастный разговор, перемежающийся с личными воспоминаниями, о вещах, внешне вроде бы не соприкасающихся: о значении «восточного вопроса» и исторической необходимости объединения славян, о православии и католицизме, протестантизме и атеизме, о внешней и внутренней политике, аграрных отношениях и земельной собственности, о развитии промышленности и торговли, о научных открытиях и военных действиях, о мужестве и стойкости воинов (например, о Фоме Никандровиче Данилове). Будучи принципиальным противником скороспелых и прямолинейных решений, Ф.М. Достоевский тщательно изучал явления современной жизни. Характеризуя свою публицистическую методологию, он говорил о необходимости давать «отчёт о событии не столько как о новости, сколько о том, что из него (события) останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей». Мысль Ф.М. Достоевского всегда обогащает текущие факты глубинными ассоциациями и аналогиями, включает их с позиции христианского осмысления в главные направления развития культуры, истории, идеологии.

 



 
PR-CY.ru