ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович - Страница 17

Автор подчёркивает, что его герой «ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе». Выведенный Ф.М. Достоевским образ странника Макара Ивановича Долгорукого внутренне возвышается над «беспорядком» современного общества и воплощает духовное «благообразие», взыскуемое Подростком. Основой возвышенных свойств, проявляющихся в облике, характере, поступках этого персонажа, является «стояние пред Богом». Макар Иванович обладает полнотой сердечной убеждённости в том, что «жить без Бога – одна лишь мука». Руководимый этой истиной «странник» преодолел неизбежную для эмансипированного сознания мучительную раздвоенность, справился с мощными эгоистическими силами «натуры», обрёл подлинное смирение и «веселие сердца», выработал мудрость «главного ума», которая при отсутствии внешних знаний позволяет верно оценивать происходящее, не терять чувства меры в суждениях о людях и событиях, оказывать благотворное нравственное влияние на окружающих. «Твёрдое в жизни» – так называет эту мудрость Подросток. Она становится для него столь же притягательной, как атеистическая «великая мысль» Версилова, и также способствует ослаблению «идеи Ротшильда». Проблемы, поставленные в «Подростке», нашли углублённое религиозно-философское осмысление в последнем романе писателя. Роман «Братья Карамазовы» (1879–1880 гг.) собирает воедино фундаментальные проблемы предшествующих четырёх романов. Идейно-художественный план «Братьев Карамазовых» требовал такого изображения единичной судьбы, чтобы в ней преломились характерные явления, оттенки «живой жизни», её явные и подспудные причинно-следственные связи. Отсюда особая многосоставность романа, где, на первый взгляд, обыкновенное уголовное происшествие и любовное соперничество в канве детективного сюжета вписываются в общую картину духовно-мировоззренческих и социально-психологических связей современного общества, которые, в свою очередь, соотносятся с вечными законами бытия и глубокими философско-историческими обобщениями. В результате художественное произведение становится повествованием не только о перипетиях семейства Карамазовых, но и о судьбах страны («совокупите все эти четыре характера, – подчёркивал автор, – и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России») и даже всего человечества, которые всецело зависят от качественного содержания духовной жизни людей, соответствия её евангельским заповедям. Братья Карамазовы заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия, отношение к которым составляет основу разных вариантов идейного выбора и поведения героев и которые автор романа как бы переводит из иррациональной сферы в область активного и напряжённого диалога. «Како веруеши, али вовсе не веруеши» – вот главное, что интересует Алёшу Карамазова в брате Иване. В ответ Иван Карамазов рассуждает об отличительной черте «русских мальчиков»: сойдясь на минутку, они начинают толковать не иначе как о вековечных проблемах: «Есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же чёрт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца».

 



 
PR-CY.ru