БЛАГО - Страница 28

Мир, в котором живёт человек, считает он, не является благом. «Бедствие всех бедствий – смерть, оказывается здесь безусловной необходимостью, а благо всех благ (бессмертие) – безусловной невозможностью. Значит, от мира человек не может получить действительной свободы. Только Богочеловечество, или церковь, основанная на внутреннем единстве и всестороннем сочетании явной и тайной жизни в порядке Царства Божия, только церковь, утверждающая существенное первенство духа и обещающая окончательное воскресение плоти, открывает человеку область положительного осуществления его свободы, или действительного удовлетворения его воли». В церкви в стремлении к Богу и Царству Божию соединяются все верующие, живые и мёртвые: «обе стороны имеют друг в друге своих молитвенников, обе помогают друг другу в достижении вечного блага». В религиозно-публицистических трудах Льва Николаевича Толстого «Религия и нравственность», «Христианское учение» и др. религия рассматривается как отношение человека к миру, а стремление человека к личному или общественному благу – в виде некой отрицательной черты; если первое свойственно первобытной религии, то второе – языческой. Он осуждает стремление человека к личному и общественному благу, утверждает, что «человек желает себе блага, видит в этом смысл своей жизни», но со временем убеждается в невозможности достижения для себя блага. Тем не менее, благо, по Л.Н. Толстому, достижимо и достижимо лишь в подлинной религии, в христианстве, в подчинении человека воле Божьей. В статье «Мысли о Боге» он формулирует своё понимание блага: «Любовь к Богу значит желать того, чего желает Бог. Желает же Он блага всему». Однако из дальнейших рассуждений Л.Н. Толстого выясняется сомнительный характер его построений: благо он полностью отождествляет с любовью, а «желание блага всему существующему» называет Богом, Существом, «которое открывается человеку сознанием», т.е. вопросы веры разрешимы одним только самосознанием и самоуглублением человека. Рационально-моралистическое понимание блага и человека со всей определённостью высказывается Л.Н. Толстым в программном сочинении «В чём моя вера». Здесь он писал: «Следование разуму для достижения блага – в этом было всегда учение всех истинных учителей человечества, в этом всё учение Христа, и его-то, т.е. разум, отрицать разумом уж никак нельзя». Николай Фёдорович Фёдоров в своём учении критикует В.С. Соловьёва и Л.Н. Толстого за их «непоследовательность» в вопросе о преодолении смерти (или зла). В книге «Философия общего дела» он отождествляет зло со смертью, а жизнь с добром (благом) и сводит всю многосложную проблему блага к основной цели своего религиозно-утопического проекта – к «воскрешению мёртвых». Рассуждая о свершившемся отпадении человека от Бога, Н.Ф. Фёдоров считает, что только воскрешение мёртвых уничтожает «грех, смерть и отчуждение от Существа Всеблагого» и способствует расширению «области блага». Князь Сергей Николаевич Трубецкой в учении о Царстве Божьем отмечает, что «Оно есть высшее благо, которое даётся Богом, но вместе составляет цель и задачу человеческой воли, её единственную истинную и разумную цель».

 



 
PR-CY.ru