БЛАГО - Страница 24

Митрополит Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии», рассуждая о существенных свойствах Божьих, делит их на свойства существа, ума и воли Божьей, к последним относит «бесконечную благость», которую «по различию условий существ, на которые она действует», называет «благодатью», «милосердием», «долготерпением», «милостью». Митрополит Макарий подчёркивает, что Бог не только именуется благим, но, как об этом свидетельствует Священное Писание, является «единым благим», вместе с тем благость Божья проявляется в отношении к тварному миру, к людям. Феофан Затворник убеждён в невозможности достижения Божественных благ одними человеческими усилиями: в обособленности от Бога человек не в состоянии достичь блага. В книге «Путь ко спасению» он рассматривает Божественную благодать, подаваемую в таинстве причащения, как источник и непременное условие обретения Божественных благ, а блаженство человека – как следствие сопричастности Божественным благам и праведной жизни. Феофан пишет, что «Бог Сам вводит дух человека в Свою сокровищницу и даёт вкусить от благ её». Сильвестр (Малеванский) в «Опыте православно-догматического богословия» свои рассуждения о благе строит на религиозно-антропологическом принципе, на понимании человека как «образа и подобия Божьего». Рассматривая духовно-чувственную природу человека, его «любовь к благу и сладостное ощущение этого блага», епископ Сильвестр отмечает, что присущее человеку «должно быть мыслимо в Боге, но только с сознанием той бесконечной разности, какая существует в этом случае между нашим конечным духом и бесконечным Духом Божьим». Если Бог в качестве «бесконечного Духа» содержит в Себе условия осуществления блага и есть само благо и блаженство, то человек не имеет в себе этих условий, он должен найти их вне себя и находит их в Боге, в Верховном Благе, Которое есть совершеннейшая полнота бытия и гармоническое единство жизни. Любовь Бога к благу, пишет епископ Сильвестр, в первую очередь, «сосредоточивается на Нём же Самом», но будучи благим по природе (самим благом), Бог благ к миру и человеку. В отношении к миру и человеку благость и любовь Бога проявляются, по мнению епископа Сильвестра, в творении мира и человека, в «отеческом промышлении», в благодати, подаваемой человеку, в человеколюбии, милосердии и долготерпении Бога, в спасении для жизни вечной и блаженстве праведных. Затрагивая вопрос о соотношении Блага и Правды Божьей, понимаемой как воздаяние, он настаивает на их единстве и убеждён, что Правда Божья, «воздавая блаженство за одно добро и лишая его за зло», содействует благу. Фёдор Александрович Голубинский в «Лекциях по умозрительному богословию» высочайшим благом для людей считает присутствие Бога в мире, проявление Его совершенств и осуществление Его воли в жизни. Хотя Премудростью Божьей, отмечает Ф.А. Голубинский, человек создан в качестве существа самостоятельного, способного к духовному и нравственному совершенствованию, в своём стремлении к благу человек всегда может надеяться на помощь Божью и Его содействие.

 



 
PR-CY.ru