БЛАГО - Страница 23

Г.В.Ф. Гегель считает, что благо отдельной личности и формальное право присутствуют как снятые и сохраняющиеся определения идеи добра, во втором, когда речь идёт о «праве действительного конкретного духа», т.е. о благе государства или всеобщей пользе, «формальное право» и благо человека выступают как подчинённые моменты государства. О связи блага и права Г.В.Ф. Гегель писал в «Философии права», что «благо без права не есть добро» и, соответственно, «право не есть добро без блага». Артур Шопенгауэр рассматривает благо как «собственное» и «чужое» в контексте соотносимых с ними понятий эгоизма и справедливости, подводит под понятие чужого блага «сострадание», составляющее основание всего его нравственного учения. Фридрих Ницше, мыслитель другой эпохи и другой традиции, в своей философии «переоценки ценностей» резко критикует гедонизм, евдемонизм, утилитаризм и пессимизм, характерный для новоевропейской философии, относит традиционные понятия моральной философии, в том числе благо, к «долгохвостой косе понятий, которую наши деды привешивали к своему затылку, а довольно часто и к своему уму». В толковании блага Ф. Ницше, с одной стороны, пытается переосмыслить его на основе своего понимания греческой и латинской этимологии и тем самым оправдывает своё объяснение происхождения морали из «воли к власти» как устанавливающей иерархию нравственных ценностей, с другой, – для понимания блага ему представляется главной субъективно-психологическая проблема: «Что считается… за действительное обладание и владение каким-нибудь благом?» После Ф. Ницше учение о благе в этике окончательно теряет своё самостоятельное значение и уступает место теории ценностей. В древнерусском языке термин «благо» употребляется в значении «добро», а также – «хорошо». Многозначность употребления слова «благо» в древнерусском языке фиксирует современный «Словарь древнерусского языка XII–XIV вв.» (М., 1988 г.). Различение слов «благо» и «добро» представляет счастливую особенность русского языка, – предпосылку для отнесения «блага» к высшей метафизической реальности – Богу, а «добра» к этической характеристике. В русской православной богословской литературе, опирающейся в своих основоположениях и выводах на Священное Писание и Предание, опыт жизни в церкви и святоотеческую литературу, Бог понимается как Всеблагой, Источник и Податель всех благ, Спаситель для жизни вечной и благой. Тихон Задонский в сочинении «Об истинном христианстве» обосновывает необходимость подражания Богу, особо выделяя подражание благости Божьей: «...Христиане, яко вновь рождённые от Бога, должны Богу, Отцу Своему, подобитися нравами своими; должны подражати Богу благому в благости Его...» Человеческие блага Тихон подразделяет на духовные, необходимые к «истинному нашему блаженству», и телесные, временные, связанные с продолжением жизни, здоровьем и др. «Великой благостью Божьей» считает он саму возможность человека обращаться к «непостижимому» Богу с молитвами и просьбами о даровании блага.

 



 
PR-CY.ru