БЛАГО - Страница 22

И. Кант пользуется как моральными, так и морально-теологическими аргументами. С одной стороны, он опирается на конечные выводы автономной этики и понимает Бога как единственное и необходимое основание нравственного мироустройства: только в Боге, по И. Канту, совпадают нравственная воля и совершенный разум; с другой – в теологическом рассуждении о свойствах Бога он отмечает, что «имеются три свойства, которые исключительно… приписываются Богу, и все они моральные свойства: Он единый святой, единый блаженный, единый мудрый, ибо эти понятия уже заключают в себе неограниченность. Соответственно порядку их Он святой Законодатель (и Творец), благой Правитель (и Охранитель) и справедливый Судья». Иоганн Готлиб Фихте в «Системе учения о нравах согласно принципам наукоучения» развивает основные предпосылки кантовского учения о морали, дедуцирует нравственный закон из сущности самосознания нашего «Я». Сущностью «Я» и условием сознания, по И.Г. Фихте, является совесть, которая позволяет осуществить нашу свободу как цель. В традиционном понимании Бога как Подателя всех благ он видит евдемонизм; сам понимает Бога исключительно рационалистически и приближается к пантеизму Б. Спинозы. В сочинении «Наставления к блаженной жизни, или также Учение о религии» И.Г. Фихте склонен к отождествлению блаженства, последнее для него заключается в «соединении с Богом как Единым и абсолютным», свою интеллектуалистическую позицию он дополняет учением о любви к Богу: теперь «само блаженство состоит в любви и вечном удовлетворении любви, и рефлексии оно недоступно…» Верующий человек, по И.Г. Фихте, знает, «что живёт в мире Божьем и что в нём не может быть ничего, что не предназначалось бы во благо». Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в «Системе трансцендентального идеализма» обсуждает проблему блага в связи с трудностями, вытекающими из кантовской антиномии практического разума, и полагает, что отношения между «счастьем» и «чистой волей» не являются отношениями синтетическими, между «обусловливающим и обусловленным» (согласно И. Канту). Ф.В.Й. Шеллинг пишет о взаимозависимости счастья и свободной воли, подвергает сомнению тезис И. Канта о формальном характере нравственности, считает, что нравственность становится для человека объективной «лишь посредством внешнего мира». По Ф.В.Й. Шеллингу, «чистая воля, господствующая во внешнем мире, и есть единственное наивысшее благо», т.е. он признаёт высшим благом свободу, которую связывает с моральным порядком и правовым строем. В сочинениях, относящихся к позднему периоду творчества («Система мировых эпох» и «Философия Откровения»), Ф.В.Й. Шеллинг утверждает, что Бог есть «Господь бытия» и благая воля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель в «Лекциях по философии религии» критикует основной принцип автономной этики И. Канта и И.Г. Фихте, считает, что «при таком понимании вне меня есть мир, оставленный Богом, и этот мир ждёт, чтобы я привнёс в него цель, добро». Концепция блага у самого Г.В.Ф. Гегеля, в основном, ограничена благом частного лица и предполагает два аспекта – нравственно-телеологический и государственно-правовой. В первом случае, рассматривая добро как идею, «конечную цель мира» и реализованную свободу,

 



 
PR-CY.ru