БЛАГО - Страница 25

Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов в книге «Начальные основания философии» подвергает критическому анализу евдемонизм, утилитаризм и теорию нравственного долга И. Канта; основной недостаток этих нравственных учений он видит в их оторванности от «естественной связи» с Богом. Абсолютное Благо, считает В.Д. Кудрявцев-Платонов, не может быть отвлечённым «понятием или идеалом нравственного совершенства», оно есть свойство «благого личного Существа». В книге архиепископа Сергия (Страгородского; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) «Православное учение о спасении», раскрывающей нравственно-субъективную сторону спасения, благо анализируется с точки зрения человека, его отношения к Богу и домостроительству спасения. Излагая свой взгляд на понимание блага, архиепископ Сергий ссылается на учения о благе Августина Блаженного, Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Макария Египетского и др. Высшим благом для человека он считает жизнь вечную, которая составляет конечную цель домостроительства спасения, а условием достижения вечной жизни – богопознание, как принципиально отличное от отвлечённо-рассудочного знания о Боге, «очищение сердца» и «переживание в себе присутствия Бога». Усматривая в богопознании «личное богообщение», которое делает человека причастником Божественных таинств и благ, архиепископ Сергий развивает концепцию «уподобления» Богу. Уподобление, считает он, возможно только с помощью Божественной благодати, оно позволяет воспроизвести «образ Божий», ведёт к святости и «дарует вечную жизнь»; только «подобие Богу делает богообщение истинным благом человека». Отмечая внутреннее единство в богообщении святости и блаженства, архиепископ Сергий настаивает на том, что «благо богообщения состоит в святости, а не в услаждении». Василий Васильевич Болотов в книге «Учение Оригена о Святой Троице» в главе «Благость Сына» тщательному текстологическому и критическому анализу подвергает воззрения Оригена о благе в связи с его учением о различиях между Благом Отца и Благом Сына как «образа Его благости». Павел Яковлевич Светлов в книге «Идея Царства Божия и её значение для христианского миросозерцания» рассматривает Царство Божье как «совокупность всех благ», дарованных Христом людям. Сергей Михайлович Зарин в книге «Аскетизм по православно-христианскому учению» отмечает, что, по учению Иоанна Златоуста и Исаака Сирина, Божественная любовь и благость Божья обнаруживаются и в наказании грешников. План одной из наиболее подробных концепций блага в русском богословии намечен Митрофаном Дмитриевичем Муретовым. В его исследовании новозаветного откровения наряду с учением о Богочеловеке-Спасителе становится ключевой тема блага; в сочинении «Новый Завет как предмет православно-богословского изучения» благо и блаженство рассматриваются в следующих аспектах: 1) теологическом, космологическом и антропологическом – в качестве первопричины, смысла и конечной цели бытия; 2) христологическом и сотериологическом – Богочеловек как «объективное условие осуществления блага» и спасения людей; 3) пистологическом – вера как субъективное условие достижения человеком блага; 4) экклезиологическом – церковь как «объективно-историческое осуществление блага в мире»; 5) эсхатологическом – вечная жизнь как «последнее осуществление блага».

 



 
PR-CY.ru