БЛАГО - Страница 27

Концепция В.С. Соловьёва в «Оправдании Добра» включает критическую часть и положительное раскрытие учения о благе. К общим методологическим указаниям относится его замечание о «сродстве» блага и добра; внутреннее смысловое единство добра и блага делает возможным их отождествление в обычном словоупотреблении, но требует различения в теоретическом исследовании. В критической части В.С. Соловьёвым подвергнуты анализу основные философские учения о благе Эпикура, Аристотеля, стоиков, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и др. Отталкиваясь от принципиального для своего учения положения, что «удовольствие не есть сущность блага», он приводит веские аргументы против евдемонизма в самых различных его формах; критикует концепции чувственного, духовного и «благоразумного удовольствия» и «беспечального состояния», а также утилитаризм, с его представлениями о благе как пользе. Собственная концепция В.С. Соловьёва развивается в нескольких направлениях, объединённых единством замысла – учением о всеединстве. Религиозно-онтологическая и метафизическая трактовка блага исходит из понимания Бога как «высшего, верховного блага», Абсолюта и находит своё выражение в чрезвычайно важном положении, лишь по форме напоминающем платонизм: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». В теодицее он исходит из традиционных для христианства представлений, что Бог отвергает зло, что окончательная победа над злом возможна только благодаря Богу, и без Бога невозможна для человека. Вместе с тем, отмечает В.С. Соловьёв, Бог допускает зло «как превосходящее условие свободы, т.е. большего добра». Уничтожение Богом зла в человеческом мире означало бы, по В.С. Соловьёву, отрицание свободы человека и в отношении добра, лишило бы добро нравственной ценности. «Бог допускает зло, – пишет он, – поскольку имеет в своей Премудрости возможность извлекать из зла большее благо...» Тема свободы человека оказывается центральной в этике В.С. Соловьёва; он рассматривает человека как существо «сверхприродное», духовно-нравственное, связанное с Богом невидимыми узами. Смерть, как следствие первородного греха, по его мнению, входит в жизнь человека и представляет неустранимое одними человеческими силами зло. В.С. Соловьёв пытается примирить принципы гетерономной и автономной этики. Размышляя о различиях между благом и добром, он, с одной стороны, подчёркивает, что человек сам не способен сделать «своё добро настоящим благом», оно – от Бога, ибо только Он есть «нераздельное и неизменное тождество Добра, Блага и Блаженства», с другой – что только «нравственное добро… есть способ действительного достижения настоящего блага». Идея блага (добра), считает он, изначально присуща человеческому разуму как сотворённому Богом существу, человек в молитвенном призывании Бога может и должен надеяться на помощь Божью, но нравственное добро должно быть раскрыто и осуществлено в жизни существом свободным. Наконец, в учении о Богочеловечестве, церкви и Царстве Божьем вопрос о благе у В.С. Соловьёва получает своё завершение.

 



 
PR-CY.ru