БЛАГО - Страница 26

Замысел М.Д. Муретова не был реализован с исчерпывающей полнотой. В работе «Четвероевангелие» присутствие блага в мире он обосновывает, с одной стороны, существованием Бога, отождествляемого с самим благом («Бог... может осуществлять в мире только идею блага, для всего мира вообще – идею благобытия (в Нём жизнь была), а для человечества – идею нравственного блага (и жизнь была светом людей)»). С другой стороны, присутствие блага в мире обусловлено богоподобием человека, позволяющим ему осуществить в жизни «идеал блага и блаженства Правды Божьей». М.Д. Муретов убеждён в существовании нравственного прогресса, целью которого является достижение идеала блага в истории, и излишне оптимистично расценивает её настоящий и будущий ход. В русской философии XIX–XX вв. тема блага разрабатывается в соответствии с особенностями её основных направлений; в религиозно-философских течениях понятие блага по преимуществу рассматривается в связи с учениями о религиозном и нравственном отношении человека к миру, Богу и Царству Божию и сосредоточено на проблеме высшего блага; на другом полюсе (в деистических, материалистических и нигилистических учениях) тема блага подчинена утилитарно-политической проблематике общественного блага и его будущего устройства; между этими полюсами – спектр философских учений, в которых обсуждение понятия блага ограничено собственно этической проблематикой. Александр Иванович Галич в своей этико-психологической характеристике блага близок к учениям Б. Спинозы, Дж. Локка, Т. Гоббса; в «Лексиконе философских предметов» он определяет благо в противоположность ко злу, как то, что «совершенством своим» доставляет человеку «приятности и довольство» и согласуется с его стремлением к «бесскорбному состоянию». Прототипом и «идеалом» такого бесскорбного состояния, по А.И. Галичу, является абсолютное верховное благо, которое не может рассматриваться в качестве средства и образует «конечную цель желаний и стремлений». А.И. Галич воспроизводит традиционное разделение блага (удовольствий) на чувственные (эпикуреизм), духовные (стоики, «аскетики») и духовно-разумные; первые – временны и скоротечны, вторые – свойственны «бесплотным духам», а не человеку в его нынешнем состоянии; лишь духовно-разумные блага соответствуют природе человека; в них «блага земные получают значение небесных даров». Павел Иванович Пестель в своём конституционном проекте «Русская Правда» писал: «Правительство существует для Блага Народа…, между тем как народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли Всевышняго…» Проблемы «народного», или «общественного», блага обсуждаются в сочинениях Петра Яковлевича Чаадаева, Александра Ивановича Герцена, Николая Григорьевича Дебольского и других авторов. Наиболее полно и глубоко учение о благе в русской философской литературе разработано Владимиром Сергеевичем Соловьёвым. Его сложная по смыслу и структуре концепция представлена в метафизических и этических сочинениях («Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание Добра» и др.), а также в статьях, посвящённых исследованию отдельных философских учений и специальных нравственных проблем.

 



 
PR-CY.ru