БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 7

Но свидетельство «Повествования» усиливается тем, что в VII–VIII вв. претерпевает бурное развитие жанр гимнографического канона, основанного на наборе из девяти (десяти) песен (две Моисея, Анны, Аввакума, Исаии (из 26-й главы), Ионы, Азарии, вавилонских отроков, наконец, объединённых вместе песней Пресвятой Богородицы и Захарии). Однако исследователи отмечают, что в «Повествовании Иоанна и Софрония» песни вавилонских отроков и Пресвятой Богородицы не входят в число девяти. Тем не менее, исследователи не исключают, что с VII в., а вполне достоверно (благодаря сохранившимся рукописям), что с IX в. в палестинских Часослове и Псалтири появляется блок из девяти (десяти) песней, образующий дополнение к Псалтири и исполняющийся на утрене. Кроме того, в палестинском Часослове присутствуют и другие библейские песни: песнь Симеона – на вечерне, песнь пророка Исаии «С нами Бог» (Ис. (LXX) 8:9–10, 12b-14a, 17b, 18a и 9:1, 5a) и молитва Манассии – на великом повечерии, великое славословие – на утрене, блаженны – на изобразительных антифонах. Исследователи также отмечают, что стихи Ис. 26:9–10, 11, 15 служат стихами аллилуиария постовой утрени. В IX в. на палестинский Часослов и Псалтирь из 20 кафизм переходят константинопольские монахи-студиты, а постепенно следом за ними и вся церковь. Этот процесс отражён в Псалтирях смешанного типа, таких, как Хлудовская Псалтирь (последняя разбита на кафизмы и заканчивается таблицей их употребления, но на полях в ней отмечены константинопольские антифоны). Отдельные припевы к библейским песням фигурируют уже в тексте Ветхого Завета (Исх. 15:21). В христианской среде припевы к библейским песням сочинялись, по крайней мере, с V в.; из письма Августина Блаженного (ум. в 430 г.) известно, что донатисты ставили православным в вину сочинение припевов к пророческим песням. Об одном из ранних припевов упоминается в Житии св. Авксентия (ум. в 470 г.), составившего для своих посетителей особое чинопоследование, в котором к песни вавилонских отроков припевался стих «Благословите». В рукописи конца XIV – начала XV в., сохранились припевы к библейским песням древнего константинопольского песненного последования: к песни Моисея из Исх. – «Господу поём, ибо славно прославился»; к песни Моисея из Втор. – четыре припева (к стихам 1–14 – «Слава Тебе, Боже», 15–21 – «Сохрани мя, Господи», 22–38 – «Праведен еси, Господи», 39–43 – «Слава Тебе, слава Тебе»); к песни Аввакума – «Услыши мя, Господи»; Исаии и Ионы – «Ущедри мя, Господи»; Анны – «Помилуй мя, Господи»; Пресвятой Богородицы – «Матерь Святая чистого света, ангельскими песньми Тя, ублажая, величаем» (этот припев назван «величанием»); Манассии и Езекии – «Умилостивися ми, Господи»; «заключительному» антифону из песней Азарии и вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:26–45 и 52–56) – «Аллилуия»; «входному» антифону из песни вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:57–88) – «Благословите». В Студийском и Иерусалимском уставах на месте библейских песен с припевами оказался гимнографический канон, представляющий собой сложную систему из ирмосов и тропарей, парафразирующих библейские песни.

 



 
PR-CY.ru