БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 9

Отдельные припевы к библейским песням вплоть до настоящего времени печатаются в Следованной Псалтири, но здесь они уже лишены богослужебного значения. Благодаря повсеместному распространению сначала Студийского, а в XII–XV вв. Иерусалимского уставов, православные церкви перешли на палестинский Часослов с его песнями Симеона на вечерне, Манассии и Исаии («С нами Бог») на великом повечерии, ряда из девяти (десяти) песней (вместе с гимнографическим каноном) и великим славословием (в двух редакциях) на утрене и блаженнами на изобразительных. Этот порядок использования библейских песен существует в православной церкви доныне, так же как и употребление некоторых библейских песен в виде литургийных прокимнов в определённые дни и пение песней Моисея из Исх., Ионы и вавилонских отроков на вечерне Великой субботы. Собственно библейских песен современный Типикон называет только девять (десять) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц, а также четверга пятой седмицы Великого поста, канон на утрене должен стихословиться со стихами библейских песен, которые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии. В последнем библейские песни приведены в трёх редакциях – полной (21 стих в первой песни (считая «Слава: И ныне:»); есть вторая песнь (67 стихов); 18, 32, 17, 13, 36, 19, (6+)13 стихов в третьей–девятой песнях соответственно), сокращённой (18 стихов в первой песни; второй песни нет; 18, 18, 16, 12, 12, 18, (6+)12 стихов в третьей–девятой песнях соответственно) и сверхсокращённой (второй песни нет; по 12 стихов в первой, третьей–восьмой песнях; (6+)12 стихов в 9-й песни); Типикон (глава 18 и 49) и Ирмологий строго регламентируют, когда и какую редакцию библейских песен следует употреблять. Полная (напечатана в Ирмологии последней; это единственная редакция Следованной Псалтири) стихословится только в будние дни и вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста; сокращённая (в Ирмологии напечатана первой) – по будним дням, когда нет никакого праздника; сверхсокращённая – по воскресеньям, субботам, в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поётся полиелейная или славословная утреня. Полная редакция библейских песен называется великопостной, сокращённая – будничной, или «Господеви поём…» (по начальным словам первой песни), сверхсокращённая – праздничной, или «Поём Господеви». Порядок стихословия праздничной редакции библейских песен: если канон поётся на 12 с ирмосом (как правило, в этом случае ирмос поётся дважды), то, поскольку в каждой песни по 12 стихов, после каждого из них припевается ирмос или тропарь; если же канон поётся на 14, то ирмос и первый тропарь поются без библейского стиха (тропарь в этом случае может предваряться молебным припевом – например, для первого тропаря канона утрени в воскресенье Типикон указывает «Слава Господи святому воскресению Твоему», а для всех остальных – стихи библейских песен). Порядок стихословия будничной редакции библейских песен: песни первая, третья–пятая и восьмая стихословятся до 14-го стиха (счет идёт с конца) включительно, после которого поётся ирмос, и далее после каждого стиха песни поётся по тропарю; песни шестая, седьмая и девятая по причине их краткости (по 12 стихов) стихословятся так же, как песни праздничной редакции.

 



 
PR-CY.ru