БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 2

Из этих песней наиболее важное значение в синагогальном богослужении получила песнь из Исх. 15, в составе начального стихословия шахарит (ежедневной утренней службы) она предваряет хвалитные псалмы; в палестинской традиции песнь исполнялась ежедневно, а в вавилонской – только по субботам и праздникам. Кроме того, суббота, на которую приходится чтение Исх. 13:17–17:16, получила название «Суббота песни». В раннехристианском богослужении несколько библейских песней непосредственно взяты из Нового Завета – это песни Пресвятой Богородицы (см. «Величит душа моя Господа»), пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи, и праведного Симеона Богоприимца (Лк. 1:46–55, 1:68–79 и 2:29–32 соответственно), а также заповеди блаженств (Мф. 5:3–12), которые тоже иногда рассматриваются как одна из библейских песней (см. также Блаженны). Кроме того, в апостольских посланиях и Откровении Иоанна Богослова встречаются цитаты из отдельных ветхозаветных библейских песней (ср.: Лк. 1:47, 52–53 и 1 Цар. 2:1, 4–5; 1 Петр. 2:22–25 и Ис. 53; Откр. 15:3 и Втор. 32:4). Тем не менее, вопрос о богослужебном использовании тех или иных библейских песней в апостольское время (на что, возможно, указывают слова апостола Павла: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Кол. 3:16; ср.: Еф. 5:19), а также упоминания песней в Откр. 5:9 и 15:3–4) остаётся открытым, так же как и вопрос о том, можно ли усматривать в известных поэтических фрагментах Нового Завета гимны, использовавшиеся в апостольской богослужебной практике. Древнейшие известные перечни библейских песней у христианских авторов принадлежат Оригену (ум. в 254 г.), который частично основывался на иудейском предании – как полагают исследователи, в связи с тем, что он, по его собственному признанию, учился у некого еврейского «патриарха Иулла» (у Иеронима Стридонского оно передано как «Huillus»). По словам Оригена, к библейским песням относятся «те, что воспевали пророки и ангелы» (в разных его сочинениях перечень библейских песней приводится трижды). В числе библейских песней он называет «победную песнь» Моисея (Исх. 15:1–19), «песнь израильских вождей» (Числ. 21:17), «великую песнь» Моисея (Втор. 32:1–43), песнь Деворы (Суд. 5), которую, по словам Оригена, будут петь при кончине мира, «песнь о винограднике» (Ис. 5), песни пророка Анны (1 Цар. 2:1–10), царя Давида, благодарившего об избавлении от врагов (2 Цар. 22), ещё одну Давида, «воспетую через Асафа» (1 Пар. 16:8–36), наконец, ангельский гимн «Слава в вышних Богу» (Лк. 2:14). От сочинений Оригена зависит толкование на Песнь Песней Филона Карпафийского (IV в.), содержащее перечень библейских песней. Другой их набор (две Моисея, Деворы, «песнь о винограднике», вавилонских отроков, Аввакума) приводится в комментариях Амвросия Медиоланского (IV в.) к 12 псалмам и к Евангелию от Луки. В сочинениях христианских авторов IV–V вв. уже встречается множество указаний на исполнение библейских песней: за богослужением на праздник Пасхи; в составе служб суточного круга. Пение на Пасху песней Моисея из Исх. и вавилонских отроков; из главы 3 Дан (LXX) упоминается Афанасием Александрийским (ум. в 373 г.). Эти же песни приводятся и в описании пасхальной службы в памятниках древнего иерусалимского богослужения.

 



 
PR-CY.ru